Выход в высший дивизион

Постоянно прогрессируя, футболисты «Уралмаша» двигались по турнирной лестнице только вверх, став, наконец, в 1962 году победителями соревнований в своей зоне. Вместе с победителями других четырех зон «Уралмашу» предстояло разыграть право на переход в класс «А». Набрав в четырех играх 4 очка, команда заняла в турнире третье место, что не давало ей права на «повышение». Но в начале 1963 г. Федерация футбола СССР решила увеличить число команд в классе «А» до 38, разбив их на две группы, сильнейшую, где разыгрывались золотые медали чемпионов страны, и вторую, куда вошла большая группа команд из класса «Б». Коллектив футболистов «Уралмаша» получил право играть во второй группе класса «А».

Шесть лет провел «Уралмаш» в этом регионе футбола на пути к заветной цели - первой группе (высшей лиге того времени). И не один из них не пропал даром. С каждым годом команда крепла, мужала, оттачивала мастерство. Наградой ей за это стала путевка в высший футбольный свет, завоеванная в 1968 г.

Справедливости ради надо заметить, что в истории клуба это было первое и пока единственное решение задачи, основанное на спортивном принципе. Все-таки попадание «Уралмаша» в элиту российского футбола в 1992 году было явлениям техническим - в связи с реорганизацией первенства СССР. А потому по-настоящему повторить успех команды-68 приемникам славных традиций пока не удалось.

До того, как 23 ноября 1968 года открыть шампанское в честь исторического выхода в высшую лигу, уралмашевцам предстояло пройти нелегкий турнирный путь. 10 ноября завершилось первенство страны среди команд второй группы класса «А». Футболисты «Уралмаша» очень ровно провели игры первенства, набрав в каждом круге по 29 очков. Полгода, начиная с 3 мая, свердловчане были единоличными лидерами. В итоге они досрочно стали победителями подгруппы, опередив соперников на 8 очков. Лучшие статистические показатели были в пользу свердловчан. Наибольшее число побед и минимум поражений: 24-6. Большее количество забитых мячей – 57. Что интересно, о победе в подгруппе стало ясно по итогам последнего домашнего матча сезона, когда 23 октября «Уралмаш» принимал на своем поле «Терек».

Газета «На смену» (от 25 октября 1968 г.):
«...Турнирное положение команд-лидеров сложилось так, что «Уралмаш», выиграй он последнюю домашнюю встречу у грозненского «Терека», надежно обеспечивал себе первое место. Поэтому свердловчане сразу же начали встречу массированным наступлением на ворота «Терека». И вскоре лучший бомбардир уралмашевцев Геннадий Епишин, получив отличную передачу слева, спокойно и очень точно послал мяч в сетку гостей. В дальнейшем игра проходила при территориальном и игровом преимуществе хозяев поля, но гости оттянули в защиту чуть ли не всю команду, и свердловчане долго не могли увеличить счет. Лишь во второй половине последнего тайма точный пас Евгения Сесюнина позволил Епишину забить второй гол». Итак – 2:0, 56 очков, отличный баланс забитых и пропущенных мячей: + 37 – таков победный баланс «Уралмаша» еще за три тура до окончания сезона».

Победа в подгруппе открыла уралмашевцам дорогу в переходной турнир, который состоялся в Сочи с 18 по 23 ноября. В числе соискателей путевки в высшую лигу (в то время это была Первая группа «А» СССР) были четыре клуба, занявшие первые места в своих подгруппах: «Судостроитель» (Николаев), «Иртыш» (Омск), «Карпаты» (Львов) и «Уралмаш» (Свердловск). Наша команда в этом «Финале четырех» не показала блестящего победного результата, одержав верх лишь во встрече с «Судостроителем» (3-1). В двух других матчах были зафиксированы ничьи 1-1. Еще хуже складывались дела у конкурентов, поэтому имя победителя определялось в заключительном матче, в котором все надежды свердловских болельщиков были на омичей.

«...Если омские футболисты сумеют взять у «Судостроителя» хотя бы очко, то «Уралмаш» - в высшей лиге. Но «Иртыш» превзошел самого себя. Поистине, это был для сибиряков самый лучший матч сезона. Несмотря на неудачное начало (первый мяч был забит в их ворота), футболисты «Иртыша» сумели переиграть «Судостроитель» по всем статьям и победить со счетом 3:1. Итак, «Уралмаш» вышел в высшую лигу нашего футбола. И хотя на матчах в Сочи мы не всегда были довольны действиями свердловчан, они добились заслуженного успеха», – сообщала газета «На смену» (от 26 ноября 1968).

Выход «Уралмаша» в высшую лигу стал главным спортивным событием 1968 года. Этот сезон навсегда останется лучшим в истории клуба. «Хочу, прежде всего, поблагодарить самих спортсменов, завоевавших почетное первое место. Мы рады, что нам удалось осуществить мечту футболистов, болельщиков Свердловска и области, которую они лелеяли столько лет – мечту о большом футболе в нашем городе!», - цитирует слова старшего тренера «Уралмаша» Виктора Марьенко газета «Советский спорт».

«Уралмаш» еще в прошлом году замахнулся на первую группу класса «А». Но некоторые обстоятельства помешали осуществить желаемое. Нынче свердловчане проявили те качества, которые необходимы для достижения главной победы», - заметил тогда главный тренер федерации футбола СССР Николай Глебов.

«Будем надеяться, что свердловчане в высшей лиге покажут футбол, достойный имени своего завода», - резюмировал свое выступление на торжественное церемонии закрытия турнира в Сочи заместитель председателя федерации футбола СССР Николай Морозов.

На фото: «Уралмаш»-1968

Состав команды «Уралмаш» в сезоне 1968:
Вратари: Владимир Голубев и Николай Могилев.
Защитники: Вячеслав Андреюк, Валерий Войтенко, Валерий Жилкин, Владимир Мусохранов, Владимир Перегонцев, Николай Погорелов, Геннадий Санников, Виктор Теркунов, Сергей Тюрин; Герман Феоктистов.
Полузащитники: Владимир Варбузов, Виктор Ерохин, Виктор Конышин, Евгений Сесюнин.
Нападающие: Владимир Бородин, Сергей Гороховодацкий, Владимир Егоршин, Геннадий Епишин, Анатолий Жос, Александр Папуга, Геннадий Потапенко.
Тренеры: Георгий Михайлович Логинов и Владимир Васильевич Потин.
Старший тренер: Виктор Семенович Марьенко.

О выходе «Уралмаша» в высший эшелон чемпионата СССР подробно писал А. Леонтьев на страницах газеты «Советский спорт» (от 29 ноября 1968 года):

«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели команде второй группы класса «А» попасть в высшую лигу». Так перефразировали известное изречение тренеры второго эше¬лона. Действительно, только одна из 84 команд, начавших слож¬ный путь в первые дни апреля, могла рассчитывать на успех в конце ноября. И вот настал день, когда в одну-единственную путевку в высшую лигу было вписано имя ее владельца, это имя свердловский «Уралмаш».

«Я из тех тренеров, которые считают, что стержень команды, ее ось всегда лежит не поперек поля, а вдоль. Созданием этой оси я и начал заниматься с первых дней прихода в «Уралмаш». - Признается старший тренер «Уралмаша» Виктор Марьенко. - Познакомившись с командой со слов наблюдавших за ней тренеров, я вскоре убедился, что план мой не учитывает некоторых важных сторон, скрытых от постороннего глаза. Изучая характеры ребят, их склонности и особенности, я пришел и выводу, что, несмотря на хороший прием, оказанный мне всеми ребятами, с некоторыми из них предстоит борьба за дисциплину, за веру в необходимость тактических реформ. Такая борьба без потерь не обходится, а восполнить их в «Уралмаше» было некому. Резерва-то в команде не оказалось. Как известно, в 1966 году во второй группе класса «А» дублеров фактически ликвидировали: из «Уралмаша» в местную команду «Калининец» ушло девять способных ребят. Вот и пришлось, прежде чем идти в наступление за дисциплину, просматривать игры команд класса «Б» Сибири и Урала, юношеских и заводских команд. Нужны были кандидаты для создания полноценного резерва».

Поиски, которые вел не только Марьенко, но и посланцы клуба, увенчались успехом. Из альметьевского «Буровика» пришел нападающий Владимир Бородин - он, кстати, был лучшим среди форвардов «Уралмаша» в финальном турнире. Из кемеровского «Кузбасса» был приглашен защитник Владимир Мусохранов. Из группы подготовки взяты защитник Валерий Войтенко и нападающий Геннадий Потапенко, возвращен из «Калининца» защитник Сергей Тюрин. О том, что эти футболисты отвечали требованиям, которые предъявлял Марьенко к резервам, свидетельствует такой факт: «Уралмаш» - единственная из команд-финалистов, которая в течение сезона дозаявила только одного футболиста. Это был Вячеслав Андреюк, с приходом которого линия обороны стала действовать хладнокровнее, четче, разумнее.

Около двух лет пришлось тренеру убеждать Евгения Сесюнина в том, что он не нападающий. В Сочи я наблюдал за Сесюниным. Характер у него колючий, порой нетерпимый. Он так и норовит стрельнуть в кого-либо ядовитым словцом. Да и мнение о собственном мастерстве у него высокое. Но бесспорно и то, что Сесюнин способный футболист, необходимый «Уралмашу».

«Мы решили сделать из Сесюнина полузащитника атакующего типа, в свободном поиске ведущего игру. – Поясняет старший тренер. - Подключаясь в переднюю линию из глубины поля, доказывали ему, он принесет гораздо больше пользы, чем находясь на острие атакующего клина. Сесюнин сопротивлялся изо всех сил. Но потом пообвык, увлекся новой ролью и провел сезон отлично. Огромный объем работы, которую он выполнял в каждом поединке подгруппового турнира, подорвал его силы, и в финале он сыграл ниже своих возможностей. И вратарь Владимир Голубев устал. Но у него психологическая усталость. От нее и опрометчивые решения в финальных матчах...»

В своем последнем отчете о сочинском турнире я написал не¬сколько критических слов в адрес Голубева и Сесюнина. Потом пожалел. После матча был ужин. Уральцы не скрывали своей радо¬сти, и только двое держали себя натянуто. Голубев не выдержал собственного молчания и покинул друзей, хотя никто не напоминал ему об игре. Я видел, как он шел по бульвару, схватившись за голову, не замечая никого и ничего...

«Нет, я не имею права жаловаться на игру нашего вратаря. Он выручал команду много раз, своим спокойствием вселяя уверенность в защитников. И, наверное, потому в финале часть ответственности за неудачи Голубева, да и Сесюнина тоже, взвалили на себя их партнеры, тем самым доказав, что «Уралмаш» силен своим коллективизмом. Для нашей команды это особенно важно еще и потому, что Владимир Голубев, стоппер Герман Феоктистов, Евгений Сесюнин и центральный нападающий Геннадий Епишин образуют тактическую ось, которую мы стремились создать с первого дня моего пребывания в «Уралмаше», и вокруг которой вертится вся игра команды. Только теперь я могу утверждать, что нами откована неплохая ось. Теперь дело за хорошей закалкой», - прокомментировал Виктор Семенович.

Рассказывая об особенностях «Уралмаша», Марьенко ни разу не назвал формул, которые характеризуют тактическую расстановку игроков на поле, подчеркивая тем самым, что главное не в схеме, а в исполнителях. Когда смотришь игру «Уралмаша», то сразу же замечаешь, как в зависимости от обстановки меняется количество игроков в каждой линии. Иногда в наступление у свердловчан идут двое, в другой раз пятеро, а то и шестеро. К на¬падающим Бородину, Епишину и Александру Попуге, когда он на поле и исполняет роль правого края, присоединяются, кроме Сесюнина, полузащитники Анатолий Жос и Виктор Ерохин. Тактические связи между полузащитниками и нападающими, особенно между Сесюниным и Епишиным, настолько прочны, что большинство мячей забиваются после передач из второго эшелона. Так, 22 гола на счету лучшего снайпера команды Епишина. И больше половины были забиты с подач Сесюнина.

Защищаются уральцы также разнообразно. Если соперники атакуют двумя форвардами, то у свердловчан в обороне находятся трое, а иногда и двое. Все зависит от квалификации соперников и от необходимости пойти на риск, чтобы отыграть пропущенный мяч, как это было, например, в матче с «Карпатами». Случается, что к Феоктистову, Андреюку и их партнерам по обороне - Геннадию Санникову и Виктору Теркунову подключаются не только полузащитники, но и вездесущий Попуга.

«Пройти так успешно сложный турнирный путь мы не смогли бы, если бы не занимались совершенствованием игры дублеров. Хорошо зарекомендовали себя в сезоне вратарь Николай Могилев, защитники Тюрин и Мусохранов, полузащитники Владимир Варбузов и Владимир Перегонцев, нападающие Потапенко и Сергей Гороховодацкий. Проще говоря, наш дубль - сильнейший в третьей подгруппе».

Мне остается лишь добавить к словам Марьенко: за один год «Уралмаш» помолодел. Если в сезоне 1967 года средний возраст игроков, выступающих за основной состав, равнялся 28 годам, то ныне он составлял 25,4 года.

Существует на Кавказе легенда, что родившиеся на берегу моря, среди гор получают ключи к долголетию. «Уралмаш» родился среди Уральских гор, а путевку в высшую лигу получил на берегах Черного моря. Это совпадение символично.