Дублеры
02 апреля16:30

Юрий Матвеев: «Устали без официальных игр»

Юрий Матвеев: «Устали без официальных игр»
Интервью главного тренера «Урала-2». 

«Урал-2» после долгой зимней паузы, множества тренировочных дней и товарищеских матчей, наконец, возобновляет сезон. Накануне рестарта первенства ПФЛ мы поговорили с главным тренером дублирующей команды «шмелей» Юрием Матвеевым. В интервью Юрий Александрович рассказал о подготовке своих подопечных к официальным матчам, а также раскрыл секрет, о чем говорит с игроками на теоретических занятиях.

- Мы общаемся с вами сразу после того, как вы провели несколько индивидуальных бесед с игроками. Такое общение - распространенная для вас практика?

- Достаточно часто проводим такие беседы. Не скажу, что ежедневно это делаем, но когда накапливается материал по каким-то играм, мы проводим и индивидуальные, и групповые беседы. Это молодые футболисты и они должны обучаться, им надо показывать и рассказывать, как действовать на поле, приводить пример команд высокого уровня. Чтобы они смотрели, как, например, Левандовски открывается, или Бензема. Вот сейчас с нападающими работал, как раз показывал им открывания нападающих топ-уровня. Или завершение после фланговых передач. У нас сейчас проблемы есть с этим, и нам надо будет их решать. Сейчас работал с Лукояновым. Показывал его игру в последнем матче и игру на той же позиции условного Фернандиньо из «Манчестер Сити». Материала много, и мы по-разному его преподносим. Иногда проводим сравнительный анализ, а иногда просто указываем на ошибки, или неправильные действия. Такой индивидуальный подход ко всем людям. Потому что ребята все молодые: с кем-то полезно один на один поговорить, а кому-то можно взбучку дать при всех, это, возможно, полезней будет. Характеры у всех разные, типажи разные. «Хрупкость» тоже разная. Кто-то может удар держать, а кто-то просто закрывается в себе. Подбираем ключи к каждому, стараемся.

- Когда вы поняли, что теперь хорошо представляете себе психологический портрет каждого своего игрока?

- Сейчас-то точно знаю! А сколько прошло времени, уже не помню! (Смеется – прим. ред.) Это ежедневная работа. Когда стал здесь работать, засыпаю и просыпаюсь с мыслями о футболистах, с мыслями о тренировках. Не о чемпионатах мира думаю, а о своих игроках. Это ежедневный труд: и психология, и практика, когда на тренировках каждый день это всё должно закрепляться.

- На тренировках и играх вы видите эффект от теоретических бесед с игроками?

- Да, я вижу. Иногда эффект бывает краткосрочный -  на одну-две тренировки хватает, и уже надо повторять. Иногда – долгосрочный. Но то, что команда пытается делать выводы и пытается развиваться, это однозначно. Кому-то больше дано, кому-то меньше – это уже второй вопрос.   

- Команда почти полгода не проводила официальных матчей. За это время было большое количество тренировок и товарищеских встреч…   

- Читал недавно книгу Гвардиолы о его работе в «Баварии». И за календарный год мюнхенская команда сыграла 70 матчей: 14 товарищеских и 56 – официальных. А у нас получается, что за год мы проводим порядка 25-30 матчей. А полгода готовимся без соревновательной практики. Вот сейчас этим пацанам нужно как можно больше играть, чтобы они в этой стрессовой ситуации опыт получали, закалялись, в единоборствах участвовали как можно больше. Тогда они будут расти. У нас, к сожалению, такая лига и такой календарь, что мы пять месяцев готовимся, месяц-полтора играем, и опять начинаем готовиться. Я, честно говоря, уже давно отвык так работать. Для меня это было несколько непривычно. Конечно, перестраивался. До конца чемпионата у меня план работы уже весь расписан.

- Прогресс за время подготовки к весенней части заметен?

- Работа ежедневная ведется, и, конечно, ребята добавляют. Вопросов нет. Просто у нас по сравнению с тем годом несколько «пострадала» группа атаки. Ушел Никита Глушков, который забивал львиную долю мячей. Плюс, ушел Артем Юсупов, который тоже забивал много, был наконечником наших атак. Для нас это существенные потери. Но мы пожелали им удачи: для того и работаем, чтобы ребята делали шаг наверх. Они ушли в команды ФНЛ.

- Как будете восполнять эти потери?

- Будем за счет командной игры пытаться восполнять. А что еще делать? Это наша участь: чтобы ребята росли и прогрессировали – это наша первая задача. Нужно, чтобы в индивидуальном плане ребята росли и развивались. А потом мы уже создаем командные действия, чтобы команда была симпатичная. За счет этого, может быть, будем обыгрывать соперников, которые нас постарше и покрепче.

- «Урал-2» в этом году впервые проводил сбор за рубежом – на Кипре.

- Мы провели сбор в хороших условиях. Хорошие поля были, хорошее питание. Хорошие получились спарринги. Даже невзирая на поражения, достаточно разгромные – и «Тамбову» мы проиграли, и «Левадии» - это был для нас большой опыт. Мы не готовы были к такому уровню единоборств. Но для этого и играются матчи, чтобы проанализировать их, сделать выводы, в каком направлении нам дальше работать, чему уделять больше внимания, куда двигаться дальше и как развиваться. Любой опыт полезен. А в таком возрасте, когда у ребят еще идет процесс становления, и они еще не зрелые мастера, с ними надо много работать – и в плане психологии, и в плане техники, и в плане тактической подготовки. Пласт работы, конечно, очень большой. На Кипре всё, что было запланировано, практически всё срослось. Одна игра только не состоялась: швейцарская команда отказалась с нами играть ввиду обилия травм. В Екатеринбурге сложнее было найти таких соперников. Но тем не менее, мы провели несколько матчей хорошего уровня. И «Тюмень» к нам приезжала, и со «Звездой» пермской мы играли. Плюс, две игры провели с нашей молодежной командой. Выкручивались. Сыграли недавно две игры с областными командами, со сборной УрФУ, которая сейчас готовится к студенческим играм. Соперники, конечно, пониже нас классом, но в этих играх ставили свои задачи и цели, пытались их реализовать. Можно ведь на любую игру выйти дурака повалять – от этого никакой пользы не будет. А когда есть цель и задача, что мы хотим от этой игры – уже другое дело. Допустим, с командой более низкого класса мы хотим тренировать позиционную атаку, хотим тренировать переход из обороны в атаку; хотим на таких командах отрабатывать наши задумки в плане стандартных положений. Цели и задачи можно ставить в любых условиях и с любым соперником.  

- Зимой вы привлекали к тренировочному процессу игроков из молодежной команды. Насколько довольны ими?

- Я очень доволен! У ребят есть потенциал. Мы привлекали их к тренировкам с нами, потому что видим, что это завтрашний день: рано или поздно они к нам вольются. Может быть, не все сразу, может, постепенно. Но они будут и дальше принимать участие в нашем тренировочном процессе и в наших матчах. Вообще, у нас очень хорошее сотрудничество с молодежной командой. Хорошее взаимопонимание и в плане игроков, и в плане матчей и в плане понимания игры. У нас один общий подход и к тренировочному процессу, и к философии игры. Поэтому здесь проблем не должно быть в плане адаптации. Они знают требования, которые практически одинаковые. А так, да, ребята есть очень хорошие, и я надеюсь, что их ждет большое футбольное будущее.

- Несколько футболистов «Урала-2» и молодежки зимой работали на сборе главной команды «Урала». Насколько полезным получился для них этот опыт?

- Хороший, полезный опыт для ребят. Они посмотрели уровень футболистов главной команды – то, над чем работать нам нужно, чтобы дорасти до этого уровня. Честно говорю, дистанция пока очень большая. Но мы это знаем и пытаемся над этим работать.  

- Расскажите о том, как вам помогает в работе Александр Тарханов?

- Он советник президента, и это его работа. Мне грех бы было не воспользоваться советами такого опытного специалиста. Ведь через его руки прошло такое большое количества ребят, которые стали впоследствии футболистами с большой буквы. Пальцев рук не хватит, чтобы перечислить футболистов, которые приходили к нему никому не известными, и превратились в игроков хорошего европейского класса. Да и в «Урале» сколько ребят он «перезагрузил» - это и Смолов, и Ерохин. Я благодарен Александру Федоровичу за то, что он всегда приходит на помощь.

- «Уралу» предстоит переигровка матча с ижевским «Зенитом». Дополнительная официальная игра для вас – это плюс?

- Конечно. Мы уже устали, честно говоря, без официальных игр. Давно не проводили официальные матчи. Поэтому есть какая-то тревога: официальный матч ведь это другой уровень стресса. С одной стороны мы соскучились по таким матчам, с другой, уже забыли, как их играть (смеется – прим. ред.) Поэтому, чем больше будет официальных матчей, тем лучше. Тем быстрее мы будем набираться опыта и набивать шишки. Пусть ребята совершают ошибки в «Урале-2» и растут, а потом в главной команде таких ошибок уже не допускают. Для этого наша команда и создана.

- Из грозненского «Ахмата» в «Урал-2» зимой перешел Чингиз Магомадов. Что скажете об этом футболисте?

- Это опорный полузащитник, достаточно крепкий парень в функциональном плане, достаточно хорошо ведет единоборства, достаточно хорошо распоряжается мячом. Для нас это боевая единица. Для нас это однозначно усиление. А больше у нас и нет новичков. Ушли Подоксенов, Глушков и Юсупов, а пришел Магомадов. Трое на одного (смеется – прим. ред.)