Нияз Акбаров: «Работа академии ведется ежедневно, с детьми мы постоянно на связи»
Интервью с директором по спортивной подготовке Уральской Футбольной Академии.
Карантин, введенный на территории России в связи с распространением коронавируса нового типа, сказался на спортивной деятельности не только основного и резервного составов «Урала». На самоизоляцию ушли и воспитанники академии нашего клуба. О том, что делают юные футболисты этой весной, как они поддерживают физическую форму, а тренеры контролируют этот процесс, мы поговорили с директором по спортивной подготовке Уральской футбольной Академии Ниязом Акбаровым.
- В каком режиме сейчас работает Академия «Урала»?
- Работа академии не останавливается. Когда в середине марта приостановили все соревнования, стало понятно, что будет введен режим самоизоляции. Уже тогда мы разработали программу индивидуальных заданий для каждого возраста. У нас это команды от 2008 г.р. и до 2003 г.р. Сейчас реализовывается четвертый этап индивидуальных заданий. Первый этап проходил в тот момент, когда еще было послабление с выходом на улицу. Поэтому на первом этапе ребята выполняли пробежки. А когда началась более жесткая самоизоляция, тогда работа была спланирована так, чтобы футболисты могли выполнять задания в условиях квартиры. Для ребят, которые живут в частных домах, программа была расписана с учетом возможности выхода на придомовую территорию. Основной акцент сделан на общее развитие и общефизическую подготовку. Так создается база, которая позволит после выхода из самоизоляции не тратить много времени на восстановление и приведение в порядок координационного состояния, чтобы быстро перейти к работе с мячом. Ежедневно дети должны присылать тренеру видеоотчет о выполненной работе. Мы разработали специальные бланки отчета детей перед тренером, а также бланки отчетов тренеров перед руководством академии.
- Расскажите о таких отчетах подробнее.
- Там фиксируется физическое состояние игроков. Каждый футболист перед началом, в середине и в конце тренировки измеряет пульс. Пульсовые значения вносятся в таблицу. Затем ребята фиксируют свое самоощущение во время тренировки по десятибалльной шкале, также ставят оценку своего физического состояния и фиксируют сложность выполнения конкретного упражнения.
- Для чего это нужно?
- Всю эту информацию дети каждый день отправляют тренеру. Тренер эти данные анализирует и в конце недели делает сводную таблицу своей команды. Эта таблица отправляется тренеру по физической подготовке Елене Афанасьевой. На основании этих таблиц мы корректируем индивидуальную работу предстоящей недели. Наша работа рассчитывается по две недели. Сейчас идет четвертый этап реализации программы индивидуальной работы. Каждые две недели программа меняется. А также каждую неделю она корректируется с учетом таблиц, о которых уже сказал. Видеоотчеты являются обязательным условием. Тренеры фиксируют все отчеты и их отсутствие. Каждый понедельник проводим общую видеоконференцию, где обсуждаем текущие вопросы, полученную от футболистов информацию. Такие обсуждения проходят и в конце недели. На таких конференциях собираются все сотрудники академии. Это руководство, административный штаб, тренерский штаб, медицинский штаб. Иногда такие конференции проводим только между руководством и тренерами.
- С какими вопросами чаще всего обращаются тренеры?
- Основным вопросом является то, как мы будем работать после окончания самоизоляции. Тренерам дано задание, чтобы они разработали на две недели программу работы на футбольных полях, на которые команды вернутся после самоизоляции.
- Футболисты получают творческие задания?
- Конечно. Мы дали задания футболистам подготовить проекты. Они должны были разбиться по четыре человека и сделать презентации по различным футбольным темам. Например, о технике, о тактике, о физических качествах, о психологии - как она помогает в развитии футболиста. На эти и подобные темы дети делали доклады. Это нам поможет донести до детей важную информацию. А еще в течение двух недель, пока не возобновился учебный процесс в школе, дети готовили видеонарезки разных эпизодов игры. На основании этого мы проверяли, правильно ли они трактуют ту информацию, которую получают от тренера. Две недели назад мы задавали детям написать сочинение на тему 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Ребятам нужно было рассказать о том, как их родные пережили войну. Эти работы ответственно выполнили все наши ученики. Еще отмечу, что помимо совещаний с тренерами, в минувшие выходные провели такие конференции по командам. Мы поговорили с ребятами, спросили их ощущения, тренер по физической подготовке Елена Ивановна спрашивала о том, легко ли даются тренировки. То есть с детьми мы постоянно на связи. Работа ведется ежедневно.
- Сколько времени занимают тренировки в домашних условиях?
- Все тренировки рассчитаны на 80-90 минут. Тренировки нацелены на повышение общей выносливости. Мы создаем и поддерживаем базу физической подготовки футболистов. Мы не можем проделать скоростную и скоростно-силовую работу, потому что ее надо выполнять под контролем. А работу по общей выносливости мы можем сделать. И эта работа очень важна. Уже сейчас нужно предотвратить травматизм, который опасен во время выхода на поле после длительной паузы. Сейчас ребята выполняют много упражнений на координацию, на силу, на верхний плечевой пояс, на нижние конечности. Все это прописано поминутно на серии, на количество повторений. Эта работа взята не с потолка, мы не ставим эксперименты. Разработанная программа учитывает возраст игроков, условия и обстоятельства сегодняшней ситуации.
- Задумываетесь о планах возобновления тренировочного процесса на футбольном поле?
- Пока сложно предугадать, когда это произойдет. Но, повторюсь, тренерам дано разработать двухнедельный план работы после завершения самоизоляции. Почему двухнедельный? Мы анализируем информацию, поступающую из разных источников, о том, когда будут возобновлены соревнования. Везде говорится, что две-три недели командам точно будут даны для подготовки к играм. Предполагаем, что первые два-три дня после завершения самоизоляции мы посвятим тестированию состояния игроков. А затем без раскачки начнем работу, которую всегда и выполняли. Первые два-три дня упражнения будут в основном координационного характера для восстановления двигательных навыков. А затем работа пойдет в полном объеме. Времени на раскачку у нас не будет. Об этом мы говорим футболистам.
- Из-за сложившейся паузы игроки многое потеряют в техническом плане?
- Какое-то время придется восстанавливать навыки. На эту тему мы много беседовали с ребятами. Помимо работы на физическую подготовку, мы просим ребят не забывать и о работе с мячом. Поэтому даем задания и для поддержания технических навыков. Дети жонглируют мячами. На прошлой неделе мы давали задания по жонглированию теннисным мячом. Ребята присылали видео, а мы определяли победителя по каждому возрасту. Во время недавнего общения все дети сказали, что они работают с мячами. Это говорит об их ответственности и профессионализме. У них есть понимание, что задание, которое им дано, нужно не тренеру, а им.
- На самоизоляции стали популярны различные конференции по обмену опытом. Расскажите о своей работе в таком формате?
- Нынешняя обстановка заставила переключиться на онлайн-пространство. Самоизоляция дала возможность для саморазвития. Сейчас действительно проходит много прямых эфиров и онлайн-конференций. Все они бесплатные. Если не лениться, можно получать много новой информации, становиться участником таких проектов. Огромное спасибо Российскому футбольному союзу, Академии тренерского мастерства и Высшей школе тренеров. Они очень интересно проводят онлайн-курсы. На днях был десятичасовой марафон, в котором участвовало много футбольных профессионалов. Это Андрей Владимирович Лексаков, Сергей Богданович Семак. Выступал и тренер юношеской сборной России Александр Кержаков. Мы тоже не остаемся в стороне. На прошлой неделе со мной связались представители двух футбольных школ. Первыми связались из школы белорусского «Шахтера» из Солигорска. С их стороны было более 50 человек. Мы пообщались о детско-юношеском футболе, обменялись мнениями и информацией. Планировали общение на полтора часа, а, в итоге, проговорили 3,5 часа. А совсем недавно провел прямой эфир с тренерами из Казахстана. Я выступил в роли спикера. Рассказал о нашей работе, как ее видим и как ее реализовываем. Аудиторию составили чуть больше 50 человек. Также 1 мая, в праздничный день, был прямой эфир с руководителями и тренерами Федерации футбола Молдовы (более 60 специалистов), общение получилось очень интересным и полезным для обеих сторон, прошло в форме «вопрос-ответ». Считаю, что важно делиться нашей информацией. Нет смысла ее прятать от коллег. К тому же, мы рассказываем о нашем клубе, как ведется работа в школе, в молодежной команде, в «Урале-2», в главной команде. Популяризация клуба тоже является важным моментом.