Григорий Иванов: «Надо делать все возможное, чтобы болельщику было удобно и комфортно смотреть футбол»
Президент «Урала» Григорий Иванов в период проведения Чемпионата мира побывал на матчах в разных городах. В интервью для клубного журнала на матч с «Анжи» Григорий Викторович рассказал о своих наблюдениях во время посещения игр мундиаля, о разговоре с Федором Смоловым после турнира и о том, как в Екатеринбурге будет использоваться наследие Чемпионата мира.
- Григорий Викторович, вы были на всех матчах Чемпионата мира в Екатеринбурге. Какая игра вам запомнилась больше всего?
- Запомнились все игры. Это Чемпионат мира! Мы и мечтать о таком не могли. Как, например, не запомнится первый матч?! Отличный поединок был между Японией и Сенегалом. Однако многие говорили, что это будет обычный матч. Даже свободные билеты оставались. А, как оказалось, эта игра стала одной из самых ярких на чемпионате. К тому же, у нас играли французы – чемпионы мира. Когда еще обычным болельщикам удастся увидеть французов – будущих чемпионов мира? А Мексика – Швеция? Великолепный матч! В общем, все игры прошли на высоком уровне и очень интересно.
- Поделитесь ощущениями от антуража матчей.
- Это был праздник для болельщиков. Просто фантастика! Я был во многих городах в течение чемпионата: в Петербурге, в Сочи, два раза в Москве. Но в Екатеринбурге было организовано лучше всего. Может быть так говорю, из-за того, что живу в Екатеринбурге, но моя оценка объективна. Говорю не как житель, а как болельщик. Это был очень большой праздник. И в нашем городе все прошло просто великолепно.
- В чем заключалась проблема в других городах?
- Говорить про другие города, наверное, не очень корректно. Потому что наш чемпионат прошел на высоком уровне. И это признали не только наши руководители, но и вся мировая общественность. Такого чемпионата мира еще ни разу не было. Но в Сочи, например, мне не понравилось из-за того, что не было разделения потоков людей на стадионе. К тому же, перекрывали дорогу для машин, но по ней, естественно, никто не ехал. Людям из-за этого приходилось лезть массами на тротуары, заступать на лужайки. Но все равно все прошло на высоком уровне. И это признали все. Россия еще раз доказала, что мы умеем проводить масштабные события, крупные форумы, соревнования. Оргкомитет и всех руководителей необходимо поблагодарить. Начиная от Виталия Мутко, который проделал огромнейшую работу. Люди этого не видят и часто без причины его критикуют. Но Виталий Леонтьевич проделал невероятно большой объем работы. Без него было бы сложно провести чемпионат на высоком уровне. Ему нужно сказать отдельное спасибо. Конечно, выразить благодарность нужно всем, кто принимал участие в организации этого события.
- Вы подчеркивали для себя что-то во время игры или наблюдали за происходящим как болельщиком?
- Когда играла сборная России, смотрел, конечно, как болельщик. Переживал и болел, как и все наши люди. В матчах других команд наблюдал с профессиональной точки зрения. Сейчас футбол прагматичный. Все команды, которые хорошо играли и показывали красивый футбол – Бразилия, например, - на этом чемпионате с другими командами играли на равных. Прагматичный футбол показывали французы. Забивали гол, затем перекрывали все зоны.
- Что в плане организации можно перенять на Чемпионат России?
- Нужно перенять все. Плохого было мало. Например, в плане потоков людей. Мы проводили три тестовых матча. Потоки были разделены. У нас было все великолепно организовано. Болельщик привык к комфорту. И сейчас надо делать все возможное, чтобы болельщику было удобно и комфортно смотреть футбол. Выпить чашечку кофе. Чемпионат мира показал, что нет ничего страшного в том, что люди на трибунах пьют пиво. Сейчас руководители будут рассматривать вопрос, чтобы вернуть пиво на стадион. Мы много раз ездили на стадионы и видели, что люди, например, покупают два литра пива, и пока они его не выпьют, они на стадион не пойдут. Человек, может, давится уже, но продолжает пить. А если разрешить на стадионе, то человек будет знать, что он может прийти и выпить баночку хорошего пива, а после пойти на стадион. В перерыве, если захотел еще выпить. В этом ничего страшного нет. Я не знаю, почему кто-то против. На Чемпионате мира люди пили пиво, и никто не хулиганил. У нас пока пиво запрещено, но люди все равно выбегают на поле, жгут фаеры и не похабно себя ведут. Они ведь не пьют пиво, а все равно себя так ведут. Так что, не в пиве проблема.
- В Екатеринбурге, как и в других городах, использовалась система видеоповторов. Чувствовали, что теряется динамика, когда арбитр пересматривает эпизод?
- Да, теряется, конечно. Не только в футболе, но и в жизни все имеют право на ошибку. Нет таких людей, которые ни разу бы в жизни не ошибались. Судью почему-то должны поправлять. А если люди, которые там работают, что-то неправильно увидят? И это ведь было уже, когда и они ошибались.
- Общались, фотографировались с иностранными болельщиками?
- Больше с нашими фотографировался.
- Вас узнавали?
- Некоторые люди узнавали.
- В других городах встречали болельщиков «Урала»?
- Да. Подходили, разговаривали.
- Россия – Испания – самая запоминающаяся игра чемпионата?
- Нет. Мне больше всего понравилась игра Франция – Бельгия.
- Почему?
- Потому что были серьезные исполнители. К тому же, игра держала в напряжении от начала до конца.
- Общались ли вы с кем-нибудь из игроков сборной России после турнира?
- Да, разговаривал с Федей Смоловым.
- О чем беседовали?
- Говорили о футболе. О том, как прошел чемпионат. Феде сейчас не очень легко. Он чувствует свою вину. Но это пенальти. По большому счету он сам понимает, что для него чемпионат прошел не очень хорошо. Хотелось его поддержать. Парень играл у нас. Я его давно знаю. Федя еще не сказал своего последнего слова в футболе, и он еще всем все докажет. Я думаю, что в новом сезоне он снова станет лучшим футболистом нашей страны.
- Как будет использоваться «СКБ-Банк Арена»?
- Пока мы решили провести там одну игру. На «СКБ-Банк Арене» сыграет наша молодежка с «Краснодаром». Сейчас у нас будет запасная арена. Будем стараться старший возраст из ДЮСШ туда завести, чтобы они играли, привыкали. Мне бы не хотелось, чтобы из натурального поля вновь сделали искусственное.
- Могут сделать?
- Да, сейчас идет разговор о двух площадках, где хотят сделать искусственные поля. Но искусственный газон тоже не вечный. Его хватает на пять лет. Их надо менять. Вот, например, постелили поле возле УрФУ, но оно уже пришло в негодность. Там невозможно играть. Даже если бы там была земля, то ее бы полили, и трава бы выросла. Играть было бы проще, чем на искусственном покрытии. На сборах команда тренировалась каждый день, а то и два раза в день. Но ведь ничего полю не делалось. Если вовремя его подстригать, поливать, то больше ничего и не надо. Ребята, которые выросли на искусственных полях, приходят к нам и очень часто жалуются на боли в голеностопе, спине. В позапрошлом году мы первый раз вывезли молодежный состав на сборы на Кипр. Многие ребята впервые играли на естественной траве. Искусственный газон нам нужен тогда, когда межсезонье. Когда, например, в октябре льют дожди и начинаются холода. Тогда в этом случае – до декабря месяца – нам нужны искусственные поля. Потом можно укатать снег и тренироваться на снегу. Все наши футболисты тренировались на снегу в зимнее время года. Также с марта по май нам нужны искусственные поля. В мае уже можно выходить на естественный газон и тренироваться. Их несложно содержать. Нужен полив и подстрижка.
- Кто будет играть на полях Химмаша, Уралмаша и стадиона «Калининеца»?
- Будут играть дети, школы. Думаю, что на стадионе «Калининец» и «СКБ-Банк Арены» будут заниматься школа «Урала», футбольная школа «Буревестник». На Химмаше – не знаю. У нас там занимаются хоккеисты по травяному хоккею. Там есть поле для хоккея на траве. Не думал, что это популярный спорт. Но народ «ломится», им негде заниматься. Второе поле нужно организовать, потому что это большой пласт. На Химмаше построили очень много новых домов. Район, отдаленный от центра города. И там много мальчишек, которые с удовольствием занимались бы футболом. Сейчас будем встречаться с представителями. Открывать школы. Я считаю, что там нужна школа. На Химмаше у нас футбол потерян.
- Какая последняя информация по сборной-разборной трибуне?
- Трибуны будут разбирать однозначно.
- Какие сроки?
- О сроках пока никто ничего сказать не может. Вся инфраструктура во время чемпионата мира была передана FIFA. Сейчас FIFA должна объекты вернуть в федеральную собственность. Когда это произойдет, далее они будут переданы в распоряжение области. Что будет потом – точно никто не знает. Где-то, примерно, в 2019 году должны разобрать эти трибуны.
- Именно поэтому из-за этой системы сроки затягиваются?
- Система очень серьезная. Нужно внимательно к этому подойти. Когда это перейдет в баланс области – это необходимо содержать. И, кроме того, все должны понимать, как все функционирует. В общем, много нюансов.
- Может, тогда, и хорошо, что эти трибуны не сразу разберут и они будут пользоваться популярностью.
- Мы на трибуны продавали билеты по 100 рублей. И даже в холодную погоду люди приходили. Нет никакой необходимости разбирать их в ближайшее время. Не надо никуда торопиться. Будем разбирать постепенно. В межсезонье, например.
- Григорий Викторович, если летом и осенью «Урал» соберет аншлаги, то не стоит их разбирать?
- Все будут за этим наблюдать. Может быть, со стороны, когда проходишь возле стадиона, они несуразно выглядят, но когда попадаешь в чашу стадиона, то они здорово смотрятся. С них вид хороший. Поле все видно. У меня друзья специально смотрели с последних мест и сказали, что все очень хорошо видно.