Григорий Иванов: «Мы каждый день думаем: что нам сделать, чтобы покинуть эту опасную зону»
«Даже мечтать не могли, что такое возможно»
– Недавно прошла отчётно-выборная конференция федерации футбола Свердловской области, на которой вас переизбрали на новый срок…
– Сразу скажу, что я не очень-то горел желанием оставаться на этом посту – я руковожу федерацией уже двадцать лет. Но хоть кто-то бы пришёл, желающий меня сменить. Пятый раз на безальтернативной основе выбираем.
– То есть нет преемника?
– Надеюсь, что всё-таки к следующим выборам будет. Сейчас есть молодые ребята, которые работают, набираются опыта. Тот же Андрей Филипкин (заместитель председателя федерации, руководитель судейского комитета. – Прим. «ОГ»). Я думаю, что для меня это будут уже последние пять лет.
– Уже твёрдо это решили?
– Никогда не говори «никогда». Всякое может случиться, но честно скажу, что эта работа отнимает много времени. Даже для того, чтобы в каком-то городе хотя бы раз в сезон побывать – это сто-двести километров в одну сторону, а то и больше. Минимум полдня теряешь.
– То есть выбрали вас единогласно?
– У нас был представитель Российского футбольного союза, который рассказывал, что в Вологодской области выбирали председателя федерации, так там чуть до драки не доходило прямо на конференции. У нас всё спокойно было.
– За предыдущие пять лет какое главное достижение в работе федерации?
– Прежде всего это событие планетарного масштаба – матчи чемпионата мира в 2018 году. Мы даже мечтать не могли, что такое возможно.
– Так. А у областной федерации в этом какая заслуга?
– А как вы себе представляете, почему Екатеринбург – самый дальний город из числа тех, что принимали матчи – оказался в этом списке? Это была работа нашей федерации по продвижению заявки. Так что это можно назвать и оценкой нашей предыдущей деятельности по развитию футбола в регионе.
Благодаря чемпионату мира мы серьёзно подтянули инфраструктуру. Появились четыре новых базы, новых стадиона, которые сейчас работают на полную мощность. Я был не согласен, что там везде снова сделали поля с искусственным покрытием. Такие поля тяжело содержать. Но с другой стороны, в нашем регионе, может быть, и лучше. Ребята могут и сейчас, в ноябре, играть и тренироваться на улице, и весной уже в апреле начинать.
Во многих городах появились свои федерации, которые занимаются развитием футбола. Главное, я считаю, что после чемпионата мира дети пошли в футбол. И не только в спортивные школы. Больше ребят стали во дворах играть. И это дорогого стоит.
«Если в городе есть команда, значит, и жизнь лучше, чем у соседей»
– В областном футболе появилось такое интересное явление как команда «Жасмин». Дело даже не в том, что она выиграла чемпионат области, потеснив признанных лидеров предыдущих лет первоуральский «Динур» и каменскую «Синару», а в какой-то особой атмосфере на матчах в этом городе.
– Михайловск – это вообще особое место для нашего футбола. Оттуда родом многие люди, добившиеся больших высот. Владимир Федотов – местный уроженец, играл в Высшей лиге, был знаковой фигурой в «Уралмаше», а потом и в «Урале», тренировал команду, а сейчас тренирует «Сочи» – одного из лидеров Премьер-лиги. Михаил Агапов – бронзовый призёр чемпионата Европы среди юношей, на молодёжном чемпионате мира персонально играл против бразильца Бебето и голландца Марко Ван Бастена. Из более молодого поколения можно назвать Игоря Игнатова, которому помешала реализоваться серьёзная травма.
Футбол в Михайловске был на очень высоком уровне. Местная команда «Михалюм» в середине 90-х годов дважды была чемпионом области. Но в таких городах многое зависит от градообразующих предприятий, от того, интересуется ли футболом их руководители. Как только завод просел, то и футбол оказался в загоне. Но я рад, что сейчас снова появились такие руководители, которые помогают спорту. А рядом Арти, Нижние Серги, там тоже всплеск интереса к футболу, детские команды между собой играют.
– Какие ещё города можно назвать футбольными в области?
– Конечно, названные вами Каменск-Уральский и Первоуральск. К сожалению, очень слабы позиции Нижнего Тагила. Они участвуют во всех детских соревнованиях, но такой команды, как когда-то «Уралец», игравший во Второй лиге, сейчас нет. А ведь дети тянутся к взрослым игрокам. По себе скажу – когда ребёнком был, то постоянно ходил на Центральный стадион, на Уралмаш добирались, чтобы посмотреть матчи команды мастеров. Помню, как играли Владимир Смолеев, Олег Сомов, легенда «Уралмаша» Геннадий Санников, на моих глазах начиналась карьера Виктора Шишкина – будущего чемпиона СССР. И мы тянулись к ним, стремились быть на них похожими.
Можете сказать, что у меня специфический взгляд на всё происходящее, но я убеждён, что если в городе есть команда, которая играет в Первой группе чемпионата области, значит, и жизнь в целом здесь лучше, чем у соседей.
Ещё при Эдуарде Росселе была программа, благодаря которой мы стелили в области два поля в год. И сейчас она продолжает действовать. Но во многих муниципалитетах ими пользуются для зарабатывания денег, а не для развития футбола. Сейчас сделали хорошее поле в Кировграде, из бюджета деньги потрачены, а команды там нет.
– Есть ещё на футбольной карте Свердловской области «белые пятна»?
– Совсем уж «белых», пожалуй, нет, но есть города, заслуживающие большего. Взять, к примеру, Ирбит, где есть хороший стадион, но команда существует практически за счёт энтузиазма. Глава Ирбита Николай Юдин сам в прошлом футболист «Уралмаша», пытается помочь, но вы же знаете, что в каком положении находится местный мотоциклетный завод. Хорошо, что есть молокозавод, который немного команде помогает. Есть Тавда, Туринск, где не очень развит сейчас футбол. Когда-то в областном чемпионате участвовала команда «Динамо» (Ивдель), в Краснотурьинске ребята из команды по хоккею с мячом летом играли на область в футбол. Качканар вернулся, и мы этому очень рады.