Дублеры
02 августа20:00

Григорий Любимов: «Должно быть жгучее желание внутри – сделаю из любого Буффона»

Григорий Любимов: «Должно быть жгучее желание внутри – сделаю из любого Буффона»

Большое интервью с молодым тренером «Урала-2».

Все меньше времени остается до старта первенства Профессиональной Футбольной лиги, где выступает вторая команда нашего клуба – «Урал-2». Сейчас футболисты вовсю готовятся к новому сезону – в турнир «Урал-2» войдет с обновленным тренерским штабом и обновленным составом. Но, несмотря на все многочисленные изменения, продолжает работать с вратарями команды бывший голкипер основного состава, а ныне самый молодой тренер в структуре «Урала» - Григорий Любимов.  Далее – большое интервью с Григорием о том, как в 22 года не побояться перевернуть свою футбольную жизнь, освоиться в новой роли и приносить пользу родному клубу уже в тренерской профессии. 

- Я коренной воспитанник «Урала»; у нас, кстати, все тренеры вратарей свои - кто-то прошёл школу, кто-то защищал клуб на разных уровнях - рассказывает Григорий Любимов. - Как футболист я прошёл всю вертикаль: детский спорт, юношеский, академия, дубль, главная команда. Раньше казалось, что весь этот путь давался мне легко. Сейчас, смотря на своих подопечных и мысля, как тренер понимаю, что пройти этот путь крайне сложно. Сейчас, по сути, иду по той же вертикали, но только в другой роли, а точнее в другой профессии. В своём арсенале имею опыт работы с дошкольным возрастом, в детско-юношеской школе, академии, а сейчас готовлю голкиперов в команде «Урал-2».

- Тебе 27 лет, многие молодые люди в таком возрасте не задумываются о работе тренера.

- Когда я стал понимать, что у меня не получается связать жизнь с профессиональным спортом как футболисту, начал анализировать ситуацию, и в голову стали приходить мысли, что нужно попробовать себя на тренерском поприще. Помочь другим молодым ребятам реализовать себя. Сейчас в мировом футболе появляется все больше и больше молодых тренеров, потому что современная молодежь быстро анализирует и понимает свои успехи или их отсутствие, и в связи с этим они уже на ранних этапах могут остановиться, понять, что что-то идёт не так и поменять цели, и самое главное, что в этом им так же помогают их тренеры. Раньше была только работа, была мечта, которая мерцала на горизонте, и мы шли к ней, не пытаясь особо посмотреть на свои успехи со стороны, не анализируя, не понимая как идти туда. Сейчас же на каждом этапе тренеры проводят тщательный анализ своих действий и перспективы своих подопечных. Задача тренера на ранних этапах спрогнозировать успешность, понять, стоит ли вкладывать в данного спортсмена, ведь порой получается, что в упорной работе двух КПД равен нулю – один без футбола и образования, другой - без воспитанника.

- Сложно признаться себе в том, что что-то идет не так?

- Нет, не сложно. Сложно признаваться себе в этом слишком часто… В таком случае пора что-то менять. И это далеко не каждый сможет. Но этот момент рано или поздно наступит, а когда он наступит – это будет первый шаг на пути к успеху!

- С чего нужно начать молодым тренерам, чтобы встать на правильный путь? Есть ли у тебя какие-то советы для них?

- Должно быть жгучее желание внутри – сделаю из любого Буффона, не знаю как, но сделаю. Если ощущаешь мурашки от этой работы, то это первый звонок, что нужно пробовать. Нужно каждый день пытаться узнать что-то новое и вообще развиваться и стараться стать многогранной личностью - «знать немного обо всём и всё о немногом». И САМОЕ ГЛАВНОЕ – НЕ СТЕСНЯТЬСЯ СПРАШИВАТЬ. Также очень важна роль наставника. Мне повезло с Андреем Владиславовичем Шпилевым, который увидел во мне потенциал и предложил попробовать. Когда перед глазами яркий пример, который не заставляет, а вдохновляет – это окрыляет и побуждает действовать и творчески мыслить.

- Помнишь, где провел свою первую тренировку в качестве тренера?

- Это было во вратарской школе Руслана Нигматуллина. Он, будучи в прошлом известным футболистом, открывал филиалы по всей стране, в том числе в Екатеринбурге. Понадобилась помощь, вышли на меня. Я тогда достаточно хорошо выступал на закате своей карьеры за  сборную УрФУ на чемпионатах России и Европы, был в сборной среди студентов и не ожидал столь раннего и неожиданного приглашения.

- То есть ты приходил в эту школу, не имея каких-то специальных знаний за плечами?

- С одной стороны да, с другой - на тот момент я был на экваторе обучения в вузе по специальности тренер. Как думаете, совпадение? Уже позже, когда Андрей Владиславович пригласил меня в ДЮСШ «Урал», он начал делиться опытом, прививать философию - одним словом обучать и, как я уже понимаю сейчас, строить структуру вратарей Урала.

- Твое понимание тренерского дела перевернулось, когда ты впервые посмотрел на него с профессиональной точки зрения?

- Конечно, узнал массу нюансов. Раньше думал, что тренер - провёл тренировку, назвал состав и дал интервью. Сейчас, конечно понимаю что тренер – это как руководитель огромного предприятия. Должен организовывать, руководить, делегировать, анализировать, мотивировать и контролировать. Ежедневный труд. По-прежнему открываю для себя что-то новое. Век живи – век учись.

- С чем самым сложным ты столкнулся в начале своей работы?

- Тут несколько моментов: коммуникация с тренерами, коммуникация с родителями и  умение говорить «нет». Но про это можно отдельно интервью делать и то не хватит времени… А так помню однажды в ДЮСШ была тренировка с восемнадцатью вратарями. Мне нужно было ее полностью спланировать, организовать. В тот день было ещё и очень жарко. Наговорил столько всего за время занятия, что остаток дня просто хотелось помолчать (смеется – прим. ред.) Ещё и родители наблюдали за мной, что, конечно, только добавляло ответственности. Тогда очень волновался, а сейчас уже умею от всего этого абстрагироваться и ловить фокус на важных моментах.

- В Instagram ты написал пост об онлайн-конференциях во время пандемии, где сказал, что это было полезнее, чем всё предыдущее обучение на тренерские категории. Почему ты так думаешь?

- Когда человек чему-то обучается, читает литературу, учится новому, инвестирует, так сказать, в себя, это все в определенный момент должно «взорваться» - так  произошло у меня, только в хорошем смысле. Во мне проснулась нотка поэзии, я три стихотворения написал, поздравил ими людей с днём рождения (смеется – прим. ред.). В вебинарах, которые организовал Андрей Шпилёв, мне посчастливилось принять участие, «защищать» нашу тренерскую структуру ФК «Урал». Ее, кстати, отмечают и выделяют многие коллеги из России, а по игре ногами наших вратарей называют одними из лучших. На шестнадцати вебинарах, выступали специалисты из «Вольфсбурга», «Бенфики» и других известных клубов. После них я осознал, что наша структура «Урала» на 100 процентов движется в верном направлении развития; взял для себя много вариантов и инструментов реализации своих идей. Когда ты слушаешь специалиста топ-уровня, а потом можешь с ним поговорить, задать важные для себя вопросы, это очень круто. Главное, естественно, не стесняться этого делать, на этих лекциях присутствуют по сто пятьдесят человек. Но если сможешь перебороть свое стеснение, получишь бесценный опыт, плюс заявишь о себе. Не хочу выдвинуть какие-то претензии в адрес обучения на вратарскую категорию «А» и категории «Д» и «С», но система подготовки тренеров вратарей в России отсутствует, подготовка есть и идёт, а системы нет, от этого и мало высококвалифицированных вратарей. Тут цепочка «Система подготовки Тренеров Вратарей» - «Тренеры Вратарей» - «Вратари» - «Результаты».

- Это проблема российского футбола?

- Думаю, да. Можно посмотреть, как в Германии это всё выстроено. Там тренер вратарей должен обязательно получить определенные категории, помимо своей вратарской. Он там, в принципе, является помощником главного тренера. Прошло уже время, когда задача нашей работы была в том, чтобы прийти, взять мячи и провести тренировку. К примеру у нас в структуре мы выбрали пути развития современного тренера вратарей: развиваемся, в первую очередь, как профессионалы своего дела, как педагоги, потому что контактируем с родителями и с окружением подопечного; являемся для игроков психологами - должны знать и чувствовать, где мотивировать их, где промолчать, быть рядом с ними во время ошибок, поражений и первых побед, общения с прессой и подписания первого контракта. Так же работаем в направлении: «тренер-дипломат», учимся выстраивать отношения с другими представителями клуба, учимся объяснить вкратце кто мы и что для нас важно. Кстати, на одном из вебинаров приводили пример, что человек, за время пока поднимается в лифте на четырнадцатый этаж вместе с руководством, должен уметь рассказать свою жизненную и профессиональную философию тезисно: кто он, что для него важно и почему.

- Как ты думаешь, в России не хватает полноценного образования для тренеров вратарей?

- Сто процентов. Я уже принял решение, что буду обучаться на категории ,которые получают помощники и главные тренеры, чтобы развить свои навыки и быть готовым, что главному тренеру или нашему клубу понадобится моя помощь, мой совет, и, что важно, я сам смог его предложить. Слышал одну интересную фразу: «Главный тренер сам никогда не пойдет к тренеру вратарей, это тренер вратарей должен идти к главному». А чтобы идти - нужно идти с чем-то, что-то знать и уметь.

- Профессии тренера вратарей не хватает внимания в нашей стране?

- Да, может быть. Раньше вообще было принято, что вратари постоянно работают отдельно от остальной команды, являются фактически отдельной кастой – в большинстве клубов сейчас так и осталось, поэтому эти команды играют в каком-то смысле с самого начала матча вдесятером. Была большая пропасть между командой с главным тренером и голкиперами с тренером вратарей. Сейчас же в «Урале-2» я тесно работаю со всем тренерским штабом, вратари постоянно на тренировках взаимодействуют с полевыми игроками и так во всей структуре выстроено. Разбираем, как должна действовать каждая линия команды, а потом уже соединяем это в один целостный механизм.

- Ты отработал сезон в тренерском штабе Юрия Матвеева в «Урале-2». А кто принимал решение, кому из голкиперов доверить ворота в ближайшем матче?

- У нас всегда шёл живой диалог с Юрием Александровичем, он спрашивал меня, кого будем ставить, я отвечал – вопрос решён. Но ни разу не было такого, чтобы Матвеев сказал, что играет тот вратарь, а не этот. Всегда это обсуждаем. Однажды только была ситуация, когда я ему сказал, кого вижу в составе на ближайший матч, а он меня спросил: «Почему?» Аргументировать я тогда не смог - потому что не был готов, с того момента всегда держу в голове подробное объяснение своему решению.

- По каким критериям ты делаешь этот выбор?

- Прежде всего, мы работаем для главной команды, поэтому мой выбор – можно назвать наш выбор. Иногда бывает, что, например, необходима игровая практика Олегу Баклову или Владу Полетаеву. Мы подстраиваемся, даже если всего за день до игры происходят изменения, даже если в день игры нужно будет - перестроимся. Если нет, то основными аргументами выступают: состояние вратаря на данный момент, то, насколько качественно он сыграл предыдущий матч, а также его потенциал и перспективность. Я нахожусь в непосредственной близости каждый день, постоянно общаюсь с ними и чувствую их настроение, состояние. У нас доверительные отношения, они мне могут сказать, что тревожит, то есть тут как раз и появляется потребность во мне как тренере-психологе. Я это все анализирую и понимаю, как подходит к ближайшему матчу тот или иной голкипер.

- Как начинающему тренеру развить в себе качества хорошего психолога? Как понять, что нужно и не нужно говорить вратарю в определенный момент?

- Только путём учения, ежедневного. Путём проб и ошибок. Путями, которые прошли другие специалисты, и пришли к какому-то выводу. Важно научиться слышать, научиться, чтобы слышали тебя и конечно уметь доносить свои мысли другим, быть ТРЕНЕРОМ-МОТИВАТОРОМ.Начать нужно с себя, выйти на разговор с собой, признаться себе в своих страхах и определить стороны, в которых нужно стать лучше. Только наведя порядок у себя в голове, можно залезать в голову другого.

Мы проводим тесты-опросы, где рецензенты отмечают, какие у них страхи, фобии, мечты и цели, сильные и слабые стороны. Так же тесты, где они оценивают свои навыки и себя в целом. Узнаём что им нравится, как они отдыхают, когда они хотят знать, что следующий матч играют они, почему они не ходят на завтрак в день игры, что добавить или убрать на предматчевой разминке, игра чьих вратарей им симпатизирует. Но эффективнее всего, наверное, живое общение – диалог, когда разговариваешь со спортсменом с глазу на глаз, и он тебе полностью открывается, когда нет секретов, когда заводятся неудобные разговоры.

Что говорить или не говорить вратарю в данный момент? Порой скажешь - «убьёшь», не скажешь – «убьёшь»… Тут нужно чувствовать или учиться этому. Как говорится, читай ситуацию. Мне повезло: у меня эмпатия на сотом уровне, наверно (улыбается – прим. ред.), я на расстоянии по походке и взгляду могу понять, какое настроение у человека, что он чувствует, что и как он ответит, если я спрошу. А интонация, мимика и первые слова во время диалога  – это уже полная картина для меня.

- Опираясь на свой опыт футбольной карьеры, чего советуешь избегать молодым игрокам, чтобы их карьера получилась насыщенной и яркой?

- Думаю, нужно исключить излишнюю самокритику и  стараться управлять эмоциями. Само собой, когда голкипер пропускает обидный гол, подводит команду, он начинает рыться в себе. Самокритика нужна, но только в минимальных дозах. Каждому необходимо сказать себе, что нет вратаря, который не ошибался и не пропускал голы. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому нужно создавать в себе позитивный настрой. Знаю, что в дортмундской «Боруссии» есть такая практика, когда футболисты едут на игру и им показывают их лучшие моменты из игр. Некоторые же предлагают разговор с самим собой - аутогенная тренировка, чтобы как-то себя положительно настроить. Когда мы представляем в голове успешные моменты, думаем, как будем это делать, как у нас получается, это идет только на пользу. Вратарь, который не может противостоять стрессу, слишком чувствителен к критике, в определенный момент просто-напросто перегорит. Нужно избежать отрицательных мыслей в голове и страха ошибок – не притягивайте к себе это, мыслите позитивно! Мы пытаемся по-разному повлиять на спортсмена, но иногда секрет в том, что нужно просто поймать то, что приносит успех и удержать это, я называю это двумя процентами фарта, а остальное - труд.