Михаил Меркулов: «То, кем я стал, это совокупность моей работы и работы клуба»
Защитник «Урала» Михаил Меркулов несколько туров назад провел пятидесятый официальный матч в футболке нашего клуба. С момента прихода в нашу команду главным событием в жизни футболиста стало рождение сына. В эксклюзивном интервью, которое было опубликовано в предматчевом журнале игры «Урал» - «Крылья Советов», Михаил вспомнил свои чувства, когда впервые увидел своего ребенка, рассказал о смешных взаимоотношениях между сыном и собакой Шантиком, и назвал футболиста нашего клуба, который бы смог стать «королем» в любой мировой лиге.
- Михаил, в прошлом сезоне ты стал игроком основы «Урала». Когда начал регулярно появляться на поле, уверенность добавилась?
- Конечно, ощущается уверенность. От матча к матчу в любом случае прибавляешь с игровой практикой. Психологически было бы легче, если бы знал точно, что выйду на следующий матч. Но была конкуренция с Сашей Данцевым, который всегда наступал на пятки. Каждую тренировку я работал в независимости от того, попаду в основной состав или нет. Тоже самое и в этом сезоне. Я пропустил несколько матчей, но Данцев и Ходжаниязов занимали эту позицию. Оба неплохо сыграли, поэтому на тренировках нужно постоянно доказывать свое присутствие в игре.
- Как и когда узнаете стартовый состав?
- По-разному. Когда был Тарханов, узнавали состав пораньше - за два-три дня. Сейчас узнаем на установке в день матча. На предыгровой тренировке состав не знаем, потому что когда играем двусторонку, мы делимся на старших и молодых. Это интересно, всегда есть интрига.
- Но ведь установка перед выездными матчами проходит перед самым отъездом на стадион.
- Да. И установка на домашние игры тоже проходит в день игры. Получается, на выезде узнаем состав за два-три часа до матча, а дома, когда заезжем в «Бажовию», за четыре-пять часов.
- Обсуждаете состав с партнерами в день игры или накануне?
- Нет. Каждый по-своему готовиться к игре, у каждого есть свои ритуалы и образ жизни в день матча. Кто-то любит подольше поспать, кто-то пропустить обед. У меня режим уже выработался, я встаю рано.
- Есть ощущение, что за последние полтора года ты стал взрослее?
- Не знаю, скорее всего, нет. Мне кажется, что с тех пор, как я вернулся из аренды, в голове что-то поменялось, так до сих пор и идет. Я делаю то, что считаю нужным. Знаю, что делаю. К тому же, помощь тренеров, помощь клуба дают мне направление. И то, кем я стал, это совокупность моей работы и работы клуба.
- На твой взгляд, в чем тебе нужно прибавлять?
- Всегда все проявляется в игре. Нужно работать над длинными передачами, над диагоналями. К примеру, у Отмана Эль Кабира есть сильная сторона, когда он смещается, так ему удается переводить мяч под удобную ногу и выполнять подачу. Если я смогу также делать, то у Отмана станет больше возможностей переходить в атаку, он сможет меньше выполнять оборонительных функций. Также хотелось бы улучшить удар, находить возможность для удара и правильно ее использовать – хотя бы попадать в створ.
- Отман Эль Кабир и Марко Араторе не говорят по-русски. Как удается найти с ними общий язык?
- Тяжело в этом плане. Лучше всего игралось с Никитой Глушковым.
- Что делаешь, когда нужно что-то объяснить иностранцам?
- Объясняю жестами, а в основном сама игра заставляет их перемещаться. Они футболисты, играют не первый год, хорошо знают все тактические нюансы, перемещения.
- Можно сказать, что благодаря тому, что Отман находится в команде дольше Марко, вы с ним лучше понимаете друг друга?
- Конечно, мы знаем чего ожидать друг от друга. Всегда идет бессловесная помощь друг другу.
- Мне говорили, что однажды ты произнес такую фразу: «В отпуск заграницу не поеду, нужно поддерживать нашу экономику - тратить деньги в России». Ты говорил так?
- Да. До сих пор никуда не ездил, никуда не летал с того момента. Сейчас появился Ярик, поэтому зимой бы хотелось солнца. Без меня семья никуда не едет, сколько бы я их не отправлял куда-нибудь слетать подальше от заводов, от пасмурности, от сырости. А зимой не знаю где найти солнце в России, тем более непонятно чего ждать после наводнения в Адлере. Может быть, съездим куда-нибудь первый раз в отпуске. Возможно, в Арабские Эмираты, чтобы недалеко лететь от Екатеринбурга. Если бы море и теплая погода были бы в часовой-двухчасовой доступности на самолете, конечно, выбрали бы этот вариант. Но так как в Сочи, в Краснодарском крае сейчас непростые условия, приходится искать варианты заграницей.
- Следишь за экономической и политической повесткой в мире?
- Только одна мысль по этому поводу. Самое главное, чтобы был мир, а что кому будет принадлежать не так важно.
- Как часто бываешь дома в Волгоградской области?
- Там бываю раз в год. Всегда с женой ждем мам у нас, приглашаем их сюда из Краснодара, из Камышина, чтобы они были ближе к нам, к внукам. Сейчас мама живет у нас, приехала на две недели. Они приезжают чаще, чем я бываю дома. Последний раз в Камышине был летом, навестили мою бабушку, показал ей правнука. Может быть, еще раз съездим туда на пару дней в январе.
- Два года назад в интервью ты рассказывал, что в Камышине у вас есть дача.
- Да, там есть дача, огород. Примерно три-четыре сотки. Овощей хватает на весь год. Картошка и лук есть всегда. Летом, когда приезжал, собирал клубнику.
- С рождением сына у тебя прибавилось ответственности?
- Не знаю, мне кажется, что ответственность была всегда, за жену, за близких, друзей. Всегда были какие-то переживания. Просто добавился еще один человек в нашей семье. Я считаю его самым близким другом.
- Нет ощущения, что ты еще сам недавно был ребенком?
- Нет, мы давно к этому готовились. Поженились, и через девять месяцев появился сын.
- Хотели бы сейчас второго ребенка?
- В любом случае сейчас нужно маме дать отдохнуть, нужно восстановиться организму. Не представляю, как раньше рожали каждый год, еще и работали при этом на заводе. Они целый день работали, затем еще успевали что-то по дому сделать, а также решали семейные дела. Нужно быть очень сильным человеком, настоящим мужиком, чтобы успевать что-то делать дома, когда приходишь после одной или двух трудовых смен. У меня сейчас есть возможность быть дома, помогать жене, быть с ребенком рядом.
- Ярославу почти девять месяцев. Можно сказать, что самый трудный этап позади?
- На каждом этапе есть свои сложности. Первые полгода ребенок просто лежал, спал, пока не научился переворачиваться. Где-то было тяжелее со сном, но проще было в дневные часы. Сейчас проще спать, но дневные часы полностью посвящаешь ребенку, пока он еще неустойчиво стоит, не начал ходить, поддерживаешь его и находишься рядом. В каждом этапе свои сложности. Скоро он начнет ходить, нужно будет также за ним бегать, появится еще больше физической нагрузки у родителей. Зато может быть будет еще больше спать. Сейчас ночью сон зачастую нарушается, спишь отрезками, так как ребенок просыпается. Иногда днем засыпаем вместе с Яриком.
- Спортсмену такой график ведь вреден?
- Тяжело, если ты три смены работаешь на заводе. И то, наверное, организм постепенно привыкает. Ко всему со временем привыкаешь, и три тренировки подряд в жизни были, было тяжело, но привыкаешь, и каждый день проносится незаметно.
- Пеленать быстро научился?
- Мы не пеленали его. Ярик не любил, когда его пеленали, ему не нравилась замкнутость.
- В чем была главная сложность?
- Самое главное, чтобы ребенок был здоров. Когда он здоров, ты делаешь одни и те же действия, вырабатываешь режим. Когда он здоров, сыт, выспался, то его ничего не беспокоит. Он не кричит, не плачет, все хорошо.
- Вспомни момент, когда впервые его увидел?
- Нервозность была. Новый человек и ты ничего еще о нем не знаешь. А сейчас в принципе спокойно, и за руки, и за ноги его носишь. А вначале непривычно было.
- У вас есть собака – Шантик. Он ревновал к Ярику?
- Первые полгода он вообще не понимал, что происходит, почему не он теперь главное звено в семье. И рычал, и гавкал. Наказывали его за это. Был период, когда они подружились, но сейчас у них снова возникают ссоры. За игрушки, например. Сейчас они ползают на одном уровне, поэтому у них все общее. Ярик еду пытается у него забрать. Шантик у нас такой пес, что может день не поесть, питается выборочно и редко.
- Кто из них обычно встает раньше?
- У них такой режим, что если Ярик встал в пять утра, то и Шантик также встает. Шантик обычно, как только слышит, что Ярик ворочается, сразу подлетает и там уже нам невозможно не встать. Шантик снизу скулит, Ярик ворочается рядом – веселье (улыбается – прим. ред.).
- Кто чаще гуляет с собакой?
- Мы брали гипоаллергенную собаку, с которой в принципе можно не гулять, так как планировали появление сына. На балконе для него специальная пеленка, он знает, где его место. Так что с этим трудностей нет. Если гуляем с Шантиком, то обычно гуляет вся семья. Если взять последние восемь месяцев, то примерно раз в неделю мы с ним гуляем на улице, не чаще.
- Когда гуляете, общаетесь с другими собаководами?
- Шантик на всех собак гавкает. Может быть нас защищает, а может быть просто трусливый. Ярику это нравится и поэтому у нас каждая встреча с чужой собакой это представление. От собак на поводке мы стараемся сразу отстранять, а если собака без поводка, значит, хозяин знает свою собаку, доверяет ей, что она не кусается. Конечно, когда Шантик на протяжении пяти минут лаял на некоторых собак, то у них уже сдавали нервы, и они чуть ли не начинали кусаться.
- Можешь вспомнить самого необычного человека, которого встретил в Екатеринбурге?
- Ничего необычного не припоминаю. Один раз видел, как парень заступился в трамвае за женщину кондуктора. Какой-то пьяный с ней спорил по поводу билета, а парень заступился. Не знаю, чем дело закончилось, уже выходил из трамвая, но думаю, что тот пьяный вышел или вылетел за мной (улыбается – прим. ред.).
- Ты один из главных любителей книг в «Урале». Расскажи о последних прочтениях? И сравни русскую и зарубежную классику.
- Еще на сборах прочитал «Братьев Карамазовых». Шикарное произведение. Его можно вынести на отдельную полку. Еще хочу прочитать Толстого «Войну и мир», тоже говорят, что очень сильное произведение. Мне кажется, что когда писатель пишет про свое время и про место, в котором он находится, что с ним происходит в это время – это самое интересное. Русские авторы именно это и делали. Из зарубежных авторов Гюго описывал то, что он видел, где был. Может быть, нам не так интересно читать про Париж в «Соборе Парижской Богоматери», потому что ты никогда там не был, не можешь в полной мере представить эти улочки, где это, что это. Можешь представить все это только на своем уровне развития. Русские произведения ты представляешь, потому что что-то видел, что-то узнавал на уроках истории в школе или университете. Ты лучше это представляешь, поэтому интереснее читать.
- Два года назад на отдельную полку ты выносил «Преступление и наказание». Какое произведение тебя больше зацепило?
- Не знаю, наверное, последнее прочитанное произведение больше остается в голове. Свежее эмоции.
- В каком произведении литературы ты бы хотел оказаться?
- Первое, что приходит в голову - это «Шантарам» Робертса. Хотел бы прожить жизнь галвного героя этого произведения.
- Ты рассказывал, что твой любимый герой Д’Артаньян. С каким литературным героем ты бы мог себя сравнить?
- Не знаю. Стараюсь от каждого героя что-нибудь брать. Могу сказать, что не я какой-либо герой, а все герои во мне. От каждой книги стараешься брать какие-нибудь моменты, находишь что-нибудь в себе. Читаешь и понимаешь, что это твое. Поступок, действие или характер. Пытаешься брать что-то хорошее от героев.
- Никита Глушков твой близкий друг. Насколько он сейчас переживает то, что его перевели в «Урал-2»?
- Думаю, что он кайфует от того, что играет и нужен команде.
- В ПФЛ он король. Смотришь его матчи?
- Считаю, что он может быть королем в любой мировой лиге, если бы ему доверяли и давали игровое время. Конечно, смотрю все его матчи. Хотелось бы, чтобы вся тройка играла в Премьер Лиге – Бевеев, Глушков, Егорычев. Смотрел, что они творят в игре с «Ладой». Мне кажется, что все забитые голы проходили через них. Они могли сделать счет еще крупнее. У Никиты бывает день, когда игра получилась и день, когда игра не получилась. Но моменты он создает всегда, держит свой уровень. Пусть продолжает в том же духе. Уверен, что он будет играть, если не здесь, то в другом месте.
- У вас обычно не совпадают тренировки, к тому же он недавно женился. Стали меньше видеться?
- Да, изначально мы тоже не так часто виделись. В основном близко общались в тренировочном процессе, во время заездов, на сборах. Он летом женился, и у меня с рождением Ярика все поменялось. Да и в принципе, когда Катя была беременна, тоже очень много времени проводил дома, нужна была помощь. Поэтому не часто встречались, но мы всегда на связи.