Юрий Бавин: «Александр Тарханов сыграл большую роль в моём переходе в «Урал»
- Юрий, ты уроженец Камчатки, края, где мало возможностей стать профессиональным футболистом...
- На Камчатке я только родился, вся моя осознанная жизнь прошла в Москве, куда я переехал с родителями в возрасте трёх лет. Все мои воспоминания о Камчатке - это старые видеозаписи, которые мне показывали мама и папа. Я начинал заниматься в мини-футбольном клубе «Дина», помню, как в школе я записался в футбольный кружок, который был неким филиалом «Дины». Тренировался два раза в неделю, мне всё очень нравилось, да и получаться стало неплохо. Однажды мама прочитала объявление в газете о том, что футбольный клуб ЦСКА проводит набор мальчишек моего возраста. Мы посовещались всей семьёй и решили, что мне нужно попробовать. Поставили в известность моего тренера, он сказал, что нужно пробовать, если я хочу. На просмотре было около 80 человек, в итоге прошли только трое, в том числе и я. Так я попал в ЦСКА, где провёл очень много лет.
- То есть, было желание играть именно в большой футбол?
- Вообще, у меня родители к спорту никакого отношения не имеют. Мама - доктор, отец - полицейский. Папа, конечно, занимался в молодости спортом, тяжёлой атлетикой, в волейбол играл, но это было на любительском уровне. У меня не было цели: мини-футбол, большой футбол... Я просто занимался спортом, родителям это нравилось, хотели, чтобы я был в тонусе.
- Ты прошёл большой путь, начиная от отбора в секцию до капитанской повязки в молодёжной команде ЦСКА. Однако за основу провёл всего один матч. Тренерский штаб не особо доверял своей молодёжи на тот момент?
- Я очень долгое время был в структуре ЦСКА, практически двенадцать лет. Да, со временем дорос до капитанства в молодёжке. В то время было очень тяжело попасть в основу, была основная обойма - двенадцать-тринадцать человек - которые играли постоянно. Изредка, когда основные футболисты разъезжались по сборным, нас подтягивали к тренировкам с основой. В тот момент купили Вернблума, Натхо, Ерёменко пришёл, поэтому было очень тяжело попасть в команду, поэтому я стал искать другие варианты для продолжения карьеры.
- Не обидно, что именно сейчас, когда тебя уже в команде нет, ЦСКА стал уделять внимание молодёжи? Головин, Чалов, Жамалетдинов...
- Да, конечно есть небольшая обида. Так получилось, что когда я ушёл, у команды немного поменялся курс. Но это жизнь, так бывает. Я рад за ребят, они все из дубля, рад, что у них есть шанс, который, может быть и был у меня, но у них он в более реальных условиях. Сейчас всё зависит от них.
- Из ЦСКА ты отправился во вторую лигу Португалии. Хотел уехать в Европу?
- Конечно, меня очень заинтересовало предложение из Португалии. «Униан Лейрия» - очень известная команда. Тогда они испытывали проблемы, но был большой проект. Меня с ним познакомили. Там хороший город, отличный стадион, инфраструктура. Есть всё для прогресса, тем более что на матчи ходят селекционеры из топ-клубов Португалии. Я поехал, и рад, что сделал этот шаг, я многому там научился. Пересмотрел отношение к футболу, к жизни в целом.
- Были ли другие предложения? Из России?
- Да, меня звали в ФНЛ. Но после двенадцати лет в ЦСКА я хотел попробовать что-то новое, на первую лигу я тогда не смотрел. Когда я услышал о предложении из Португалии, то долго не думал: собрал вещи и поехал.
- Что заставило тебя вернуться в Россию?
- Был такой момент, что я отыграл в Португалии полтора года. У меня были предложения из «Спортинга», из «Браги», я проходил у них просмотры, но почему-то не получалось подписать контракт. Всё время мешали какие-то обстоятельства, то юридические, то внутриклубные. Я не мог на них никак повлиять, ничего не понимал. На просмотрах я проявлял себя хорошо, при общении с главными тренерами мне говорили: «Оставайся, подписывай контракт, ты нам нужен». А когда дело доходило до бумаг, то что-то происходило. Потом появилось предложение от «Зенита». «Зенит-2», перспектива попасть в основную команду. Тогда в Питер приехал хороший тренер Виллаш-Боаш, Санкт-Петербург отличный город с футбольными традициями. Большое влияние на моё решение оказал Владислав Радимов, я шёл к нему, он хороший тренер и футболист, замечательный человек. Появилась возможность вернуться в топ-клуб России, и я за неё зацепился. Опять же не прогадал, получил огромный опыт, два сезона провёл в ФНЛ.
- Среди фанатов «Зенит» и ЦСКА - разные полюса Земли. Ничего не ёкнуло внутри, когда ты, проведя двенадцать лет в московском клубе, уезжаешь играть в Питер?
- Да, я понимаю, что есть такое мнение. Я не считаю, что внёс какой-то огромный вклад в основную команду ЦСКА. Такие трансферы часто происходят на юношеском уровне. Думаю, что ничего страшного. Это футбол, если ты не нужен своему родному клубу - ты ищешь там, где тебе хорошо.
- В «Зените» та же самая проблема? Молодёжи не особо доверяют...
- Когда я был в «Зените», я был другим футболистом, не тем мальчиком в ЦСКА. Намного чаще тренировался с основной командой, когда был Андре Виллаш-Боаш я практически всё время проводил с основой. С Мирчей Луческу съездил на сборы, но потом всех молодых футболистов отправили в «Зенит-2». Это можно понять, когда приходит новый тренер, от него требуют результата. У «Зенита» большая обойма футболистов, это топ-клуб, и это нормально.
- Как появился вариант с переходом в «Урал»?
- Первые разговоры начались на Кипре, когда мы играли на Кубке ФНЛ. Я пообщался с Александром Тархановым, он сделал комплимент, проявил интерес ко мне. «Урал» - это хороший клуб, который играет в Премьер-лиге. Александр Тарханов сыграл большую роль в моём переходе, он хороший специалист, который умеет работать с молодыми футболистами.
- Были ли какие-то гарантии, что ты будешь играть в основе «Урала»?
- Гарантий не даёт ни один клуб, всё зависит от тебя. Своей работой, игрой ты должен доказывать, что именно ты достоин места в стартовом составе. Это Премьер-лига, не дворовой футбол. Здесь очень высокий уровень, нужно ему соответствовать.
- Так получилось, что уже в первом туре ты вышел в основе. Ожидал этого?
- Я провёл с командой все сборы, влился в коллектив, знаком с требованиями, которые предъявляет главный тренер. Приятно, конечно, начинать чемпионат в стартовом составе, чувствовать себя частью команды, тем более дома, при своих болельщиках.
- Ты говоришь, что в ЦСКА и «Зените» была высокая конкуренция. Но в «Урале» ведь тоже на твоей позиции играют Роман Емельянов и Артём Фидлер, которые выступают за команду уже не первый сезон...
- Это показывает уровень «Урала». Здесь есть очень хорошие футболисты, на каждую позицию претендуют несколько человек, высокая конкуренция. Я думаю, что только в такой среде можно расти и развиваться. Это лучше, чем играть без конкуренции.
- Практически вместе с тобой в «Урал» перешёл ещё один игрок «Зенита-2» - Алексей Евсеев. Как-то обсуждали это между собой?
- Я перешёл в «Урал» чуть раньше, он, кончено, мне писал, узнавал, как тут обстановка. Я сказал ему как есть. Мы играли в «Зените-2», а здесь всё-таки Премьер-лига. Когда есть возможность сделать шаг вперёд, любой футболист хочет им воспользоваться. Ничего нового не сказал, Лёша сам всё понимал.
- В первых турах в соперниках у «Урала» были не топовые команды, а затем практически подряд в календаре стоят игры с лидерам. Как команда настраивается, например, на игру с ЦСКА?
- Мы настраиваемся на победу в каждом матче. Иногда играть со сложным соперником даже проще. «Уфа», например, очень грамотно обороняется, нет свободных зон, любая ошибка в игре с такими командами может сыграть решающую роль. А топовые команды и сами играют, и соперникам дают играть. Появляется свобода действий, и, соответственно, шансы.
- В предстоящем матче с ЦСКА у тебя будет двойная мотивация?
- Сложно сказать. Конечно, там у меня много друзей, знакомых, есть болельщики, которые мне пишут, помнят про меня. В таких матчах мне бы хотелось побеждать и приносить пользу своей нынешней команде, поэтому мотивация двойная, если не тройная.
- Ты жил в Португалии, в Москве, в Санкт-Петербурге. Как тебе наш город?
- Несмотря на то, что я здесь живу недолго, уже успел познакомиться с городом. Он очень мне нравится, большой, современный, здесь есть абсолютно всё. Тем более у нас в команде хороший коллектив, мы всегда можем организовать какие-то общие походы, мероприятия, ужины. Скучно не бывает (смеётся – прим. ред.).
- Как раз недавно твой одноклубник Денис Кулаков готовил борщ для партнеров по команде. Оценил его кулинарные способности?
- Да, Денис огромный молодец. Он хороший повар, борщ получился отличный.
- Сам готовишь или чаще ешь в кафе?
- Мне очень нравится кулинария и всё что с этим связано, но сам готовить не умею. Не подхожу к плите, думаю, не стоит (смеётся – прим. ред.). Поэтому чаще или заказываю еду, или ем в кафе.
- Как проводишь свободное время?
- Хожу в кино, провожу время с друзьями, хожу на концерты. Одним словом, провожу время как обычный представитель молодёжи.
- В Екатеринбурге очень много других команд: и хоккей, и баскетбол. Ты за другими видами спорта следишь?
- В Питере ходил и на баскетбольный «Зенит», и на игры хоккейного СКА. Люблю игровые виды спорта. Поэтому, я думаю, как только появится возможность, я обязательно схожу посмотреть на местные команды.
Беседовал Данил Паливода, «Областная газета»