Мирослав Ромащенко: «Екатеринбург — прекрасный город»
Вашему внимание - большое интервью Мирослава Ромащенко порталу «Чемпионат.com».
— В Первой лиге есть такое понятие «решать задачу»: набрать опытных футболистов играть в вертикальном, прагматичном стиле. В «Урале» же очень много молодёжи, а команда, по отзывам, старается действовать в комбинационной манере: много владеет мячом, лидирует по большинству атакующих метрик. Вы решили пойти менее популярной, но более романтичной дорогой?
— Если отталкиваться от анализа команд, выходивших в Премьер-Лигу, упомянутая вами тенденция действительно прослеживается. Я лично общался с тренерами, решавшими эту задачу. Мне был интересен их опыт, ведь лига для меня новая. Важно понимать какие-то моменты, нюансы, потому что именно детали всегда играют самую значимую роль. Но я всё-таки больше отталкивался от себя и своей философии. Несмотря на устоявшиеся тенденции, всё равно хотелось демонстрировать то, что мне близко. Тем более что игровые характеристики футболистов тоже подходили к атакующей модели. Мы постарались сохранить всё хорошее, что было у команды ранее, однако добавили некоторые свои нюансы.
— Сформулируете эту философию?
— Мы исходим из того, что должна быть чёткая игровая модель. Мне нравится, когда команда владеет мячом. Фундамент этой модели — хороший контроль мяча и пространства. Чтобы на поле была активная команда, наполненная мыслью. При этом мы должны быть агрессивными и смелыми. Для меня это очень важно.
Конечно, нам важно доминировать, и мы будем стараться это делать. Но мы также говорим, что в некоторых случаях придётся потерпеть, отойти от плана А и перейти к плану Б. Всегда что-то может пойти не так — это футбол. Иногда нужно прессинговать высоко, а иногда — сесть в средний блок. Порой необходимо отдать инициативу — но не пространство. Нам нужно быть готовыми к любой ситуации. При этом всегда должен сохраняться баланс между атакой и обороной. Я однажды сказал команде: «Ребята, безусловно, всё строится с организации обороны. Однако давайте немного переформулируем это выражение и сделаем нашей обороной атаку. Попробуем пойти этим путём». Но при этом у нас всегда есть в запасе план Б.
— С «Факелом» в Кубке «Урал» сыграл в три защитника, однако в чемпионате вернулся к 4-2-3-1. Схема с тремя центральными вам чужда?
— Я очень хорошо отношусь к разным схемам. Но при использовании той или иной расстановки важно исходить из качества своих игроков: могут они следовать этой системе или нет? Смогут ли проявлять все свои лучшие качества? В матчах чемпионата мы периодически используем «гибридную» схему, когда начинаем игру в четыре защитника, но в любой момент можем перейти на три центральных, допустим, в развитии атаки. Здесь же решили эпизодически посмотреть, как это будет работать, если целиком провести встречу в такой конфигурации. Плюс именно в этой системе в том матче мы смогли задействовать всех футболистов, которые получали мало игрового времени. Всё достаточно просто.
— У вас и молодые играют не только из-за правила «лимитчика»?
— У нас достаточно много молодых, талантливых игроков — не только тех, кто выходит в стартовом составе или на замену, но и тех, кто пока только тренируется с первой командой. Мне нравится с ними работать и их развивать. Да, с одной стороны, есть задача, однако при этом у нас зачастую в старте выходят по два-три таких игрока. Пускай в каких-то моментах мы будем проседать, потому что молодости свойственна нестабильность. Но это не повод закрывать им дорогу и не давать играть. Они будущее «Урала».
— Развитие молодёжи — это установка клуба или в большей степени ваша инициатива?
— Развивать молодёжь нужно в любом клубе — это моё личное мнение. Я уверен, если в команде есть потенциально сильные, перспективные игроки, их как можно быстрее следует привлекать к тренировочному процессу основного состава. Зачем парня мариновать в дубле, когда ему нужно двигаться дальше? Безусловно, есть такое пожелание и от руководства клуба, однако оно полностью совпадает с моей философией. Можем вспомнить, сколько было перспективных ребят в молодёжке «Спартака» и насколько органично они вливались в работу с основным составом. Самый яркий пример — Дзюба. Органично переходили на высокий профессиональный уровень Роман Шишкин, Федя Кудряшов, Александр Прудников и многие другие.
Похожий момент был в [московском] «Динамо»: когда к работе с основным составом был привлечён юный Зобнин, впоследствии выросший в того Зобнина, которого мы все знаем. Опыт работы с молодыми у меня хороший, и в «Урале» я с удовольствием его применяю. Здесь тоже достаточно много одарённых ребят, обладающих определённым потенциалом. Это и Ишков, и Воронов, и Бондарев, и ряд других игроков. Можно посмотреть, насколько спрогрессировал за последнее время каждый из них. Отмечу также Бардачёва. Левоногий центральный защитник. Пусть он пришёл к нам в аренду из «Зенита», но, на мой взгляд, потенциально это игрок сборной.
— Сегодня выбор молодых-перспективных беднее, чем 20 лет назад?
— Не бывает всегда одинакового выбора — год от года отличается. Это обычная история не только для России — так происходит везде. В каком-то году талантов появляется больше, в каком-то — меньше. «Урал» всегда славился своими талантами, и отрадно, что они есть сейчас. Наша задача — помочь им стать настоящими лицами этой команды, какими были её символы прошлых лет.
— Воронов, Бондарев, Ишков обещают вырасти в больших мастеров?
— У них есть все качества, чтобы в будущем стать высококлассными футболистами, а дальше всё зависит от них самих. В нашем тренировочном процессе много технических и тактических элементов, способствующих прогрессу молодых игроков. У нас вообще нет работы без мячей, даже беговая работа – с мячами.
