Илья Помазун: «С Виктором Михайловичем команда начала играть в более атакующий и агрессивный футбол»
В Премьер-Лиге и Кубке России ФК «Урал» не проигрывал семь матчей подряд (на момент разговора, — прим. ред.). И во всех этих играх наши ворота защищал Илья Помазун. Илья с первых дней в «Урале» стал одним из любимцев местной публики благодаря своей надёжной игре. Незадолго до матча с «Локомотивом» специально для предматчевого журнала мы пообщались с нашим голкипером и спросили его о настроении в команде, эмоциях на поле и, конечно же, о работе с Виктором Гончаренко.
— Илья, какое у тебя настроение в последние дни?
— После семи беспроигрышных матчей, да кончено хорошее! (улыбается, — прим. ред.). Как оно может быть другим? Атмосфера в команде гораздо приятнее, когда ты выигрываешь.
— Как прошла последняя тренировка? Показалось, что ты был очень эмоционален. Всегда так гоняешь защитников?
— Естественно, а как иначе? Я всегда достаточно эмоционален. Тем более, что солнце вышло — хорошо, настроение поднимается! Когда солнце светит, гораздо приятнее тренироваться, а то за две последние недели успел уже по нему соскучиться.
— Давай поговорим о начале сезона, оно получилось не самым ярким. С приходом Виктора Гончаренко, какие изменения произошли во вратарской линии с твоими коллегами и тобой в частности?
— У нас особо ничего не поменялось, продолжаем работать с Андреем Владиславовичем Шпилёвым. Требования остались примерно такими же. Добавилась игра через вратарей, соответственно, мы больше играем ногами, больше развиваем атаки. От этого немного тренировочный процесс поменялся, однако, мы с Андреем Владиславовичем отрабатывали все эти моменты, поэтому мы были готовы к перестроениям.
— А как вообще Виктор Михайлович влияет на тренировочный процесс вратарей?
— Он подсказывает упражнения, направленные на развитие тактической составляющей. Делает акцент на начало атаки, на взаимодействие с защитниками, чтобы они не боялись играть через нас. К встрече с Виктором Михайловичем я был готов, прекрасно знаю его подход и требования, всё-таки шесть лет тренировался под его руководством. С ним команда начала играть в более атакующий, дерзкий и агрессивный футбол, также пришли свежие идеи, что в совокупности и привело к беспроигрышной серии.
— Гончаренко ранее тренировал ЦСКА, ты сам «армеец», как прошла ваша встреча? Похвалил ли он тебя за хорошую работу на поле?
— Да, похвалил, сказал, что вырос в профессиональном плане. Подобный разговор был, когда он еще тренировал «Краснодар», после игры подошёл, оценил проделанную работу.
— Ещё в начале сезона, к нам пришёл Никита Алексеев, как прошло ваше знакомство?
— Никита — молодой парень, который сейчас вливается в коллектив. Он пришёл из Второй лиги, поэтому уровень РПЛ для него поначалу оказался сложным, постепенно он привыкает и адаптируется к тренировочному процессу.
— Не обидно, что на его счету уже два сухих матча?
— Он молодец и это хорошо. Почему мне должно быть обидно? Мы одна команда, все вместе работаем на общий результат и преследуем общие цели.
— Во время трансляций, после пропущенных на последних минутах мячей в матче с «Локомотивом» и «Ахматом», тебя показывают крупным планом. Тебе не обидно, что в компенсированное время мяч оказывается в наших воротах?
— Я думаю, это наша проблема, что под конец матча, при хорошем результате, мы теряем концентрацию, что и приводит к подобному. Где-то не добежали, где-то неправильно перестроились, такого рода ошибки в последствии отражаются на табло. Хотя, как примеры, в кубковых играх с «Сочи» и «Ростовом», разница в один мяч, наоборот повышала концентрацию команды. Нам стоит над этим усиленно работать и больше такого не допускать!
— В такие моменты сильнее кричишь на защитников?
— Последние минуты, конечно! Нужно поднимать концентрацию. Думаю, каждый вратарь, начинает кричать громче обычного, потому что понимает, что важность результата зависит именно от подсказок. Иногда бывает ты не подсказал, а защитник перестроился не туда, куда требовалось. Такие моменты могут стоить забитого мяча, поэтому повышаю концентрацию криками.
— Что делать, если вратарь сорвал голос?
— Я не знаю, не встречался с подобным (улыбается, — прим. ред.). А вот после игры хриплость присутствует конечно, однако, потом всё приходит в норму. Во время игры не наблюдал такого.
— У тебя какая главная мотивация перед игрой? О чём думаешь, как настраиваешься?
— Выиграть. Особо никак не настраиваюсь. Музыку перед игрой не слушаю, просто еду в автобусе и думаю о предстоящей игре.
— Какой отражённый удар тебе больше всего запомнился?
— Наверное, наиболее эффектный был в прошлом году с «Сочи», когда после заброса в штрафную, прострелили вдоль линии ворот. И Никита Бурмистров, ударил в ближний угол, однако я успел перестроиться и отразить удар. А так, любой нереализованный соперником гол приятен.
— Ты многие свои сейвы помнишь?
— Я бы не сказал. Их не так много за последний год (смеется — прим. ред.). Есть какие-то эффектные, которые сам пересматриваешь, думаешь: «красиво смотрится». А так, самое главное, что отбил.
— Часто пересматриваешь свои матчи?
— Да, каждую игру пересматриваю. Как правило смотрю разбор всех действий игрока, которые выходят после матча. Потом с Андреем Владиславовичем, через 2–3 дня, садимся со всеми вратарями, смотрим, разбираем прошедший матч.
— И сколько раз ты смотришь один и тот же матч?
— Разбор после игры, если пропустили, то смотрю сразу в раздевалке — это первый раз. Обзор «Матч ТВ» — два. Потом приходит «Инстат» — три. И следующий уже с тренером — это, получается, четыре. Ну, и конечно, смотрю повторы в социальных сетях клуба. После ты можешь спокойно выкинуть эту игру из головы и начать готовиться к следующей.
— Почему на тренировках вратари раньше всех выходят на поле и позже всех уходят?
— Потому что мы многое отрабатываем дополнительно. У нас достаточно сильно отличаются разминки с полевыми игроками. Наша разминка начинается с беговых, потом переходим к отработке ударов ногами и падений. Также важно пройтись по полю, посмотреть штрафную, понять какой отскок, прочувствовать атмосферу на стадионе, никуда не торопиться. Вратари — особенные люди, им нужно более акцентированно подходить к игре, потому что у нас за спиной никого нет.
— Тебя бесит, когда говорят: «Стоишь в воротах»?
— Да, да, да. Вратари играют в воротах, а не стоят. Также, бывает, говорят: «Стоишь на воротах» — это и с точки зрения языка получается неправильно, и по смыслу. Обычно на такое отвечаю: «Да, стою на перекладине».
— Всё чаще можно увидеть, что голкипер становится капитаном команды, как ты считаешь, ты бы справился с такой задачей?
— В целом, разницы нет, есть на твоей руке капитанская повязка или отсутствует. Я считаю, что капитаном лучше быть полевому игроку. Потому что, если какая-то ситуация происходит в центре поля, каждый раз бегать через штрафную — лишнее. А всё-таки с судьями должен общаться капитан, другие игроки могут за такое жёлтую карточку получить. Вратарь в любом случае будет поддерживать, направлять и подсказывать в тех или иных моментах.
— Рассмотрим возникшую в Кубке ситуацию. В стартовом составе не было: Кулакова, Мишкича, Бикфалви. Из кандидатов на капитанскую повязку был ты и Юрий Газинский, не было желания попробовать свои силы?
— Юра очень опытный игрок, поэтому, я считаю, выбор был очевиден. Для меня особой разницы кто капитан команды — нет. Я выхожу на поле и выполняю свои задачи. У меня была капитанская практика в ЦСКА, в целом, разницы не ощутил.
— Ещё раз коснемся вопроса о начале сезона. В июле-августе болельщики выбирали тебя лучшим игроком, что ты чувствовал?
— Очень приятно, что именно меня выбрали болельщики. Подобное мотивирует играть лучше и лучше, однако именно июль с августом выдались достаточно тяжёлыми месяцами, где мы и правда набрали всего лишь одно очко. Это ужасный период, с большим количеством нереализованных моментов. Да и мячи, которые залетали в наши ворота — следствие моих ошибок и ошибок команды. Приятно осознавать, что болельщики в тебя верят, это добавляет уверенности в себе.
— Ты пришел в «Урал» достаточно давно, какие изменения в твоей вратарской игре произошли за это время?
— Стал более уверенным, потому что, когда приходил из ЦСКА, у меня за спиной были лишь две игры на уровне Премьер-Лиги. Особо не игравший, однако Андрей Владиславович поддержал, направил в правильное русло и сейчас, период обучения закончен, сейчас уже совершенствование, отработка тактических приемов. Когда только пришел в «Урал» особое внимание уделялось работе ногами, так как это была моя несильная сторона. На данный момент, как таковой проблемы с этим нет, всегда есть к чему стремиться. Как говорится: «Картину уже дорисовали, осталось добавить мазки». Наработаем и дойдем до идеала.
— А что для тебя «идеал»?
— «Идеал» — это когда ты выходишь и делаешь всё, что от тебя требуется. Играешь на уровне Лиги Чемпионов, либо участвуешь в Еврокубках. Надеюсь, «Урал» сможет подняться до такого уровня и привезти пару трофеев в Екатеринбург.
— Многие сравнивают тебя с Давидом Де Хеа, уральские болельщики не исключение. Как ты думаешь, почему?
— Я не знаю. Причёской и бородой похожи (смеется — прим. ред.). Когда первый раз сделал себе такую причёску, многие сказали, что нашли что-то общее.
— Тебе самому симпатичен этот игрок?
— Да, мне нравится, как он играет. За его плечами огромная игровая практика на высоком уровне: «Атлетико Мадрид», «Манчестер Юнайтед». Долгое время держит высокий уровень игры и показывает отличный результат, поэтому конечно симпатичен.
— Тебе бы хотелось поменяться с ним местами? А его к нам в «Урал»?
— Да, я был бы не против. Думаю, Андрею Владиславовичу было бы интересно поработать с игроком такого уровня.
— Чему бы мог научиться Де Хеа в «Урале»?
— Тепло одеваться, наверное (смеётся — прим. ред.). Хоть вратари и не мёрзнут, но тренировки в -15 градусов заставляют надеть на себя что-то потеплее. У нас есть специальные мешки, в которых мы носим тренировочную одежду, и в такую погоду, как правило, всё содержимое оказывается на тебе.
— Есть ли какие-то слова, которые сильнее всего тебе запомнились?
— Когда я только пришёл в ЦСКА, Сергей Иванович Овчинников, который гонял меня на протяжении восьми лет, постоянно комментировал мои действия. Каждый момент, условно, удар в ворота, сопровождался его словами: «Нужно ловить!», «Нужно перемещаться, перекрывать». И пока я не начал спокойно справляться с мячами, он всегда говорил: «Надо, надо, надо...». До сих пор поддерживаю с ним общение, иногда созваниваемся, за многое ему благодарен.
— Насколько нам известно, он сейчас тренирует вратарей в Медийной лиге. Как ты относишься к такому футболу?
— Бывает смотрю. Мне кажется, это поинтереснее, чем смотреть Вторую лигу. Сейчас достаточно много футболистов, кто закончил выступать на высоком уровне или же наоборот, молодые парни, кто не смог попасть в профессиональный футбол, играют за команды Медиалиги. Они поддерживают отличный уровень. Довольнотаки неплохо выглядят. Состав команды — игроки Первой и Второй лиг.
— А почему интереснее смотреть?
— Не знаю, они пытаются ввести что-то новое в футбол. В последних турах они отошли от привычного футбола, появилось чистое время, бонусные мячи. Интересно наблюдать за такого рода изменениями и как они приживаются. Необычно смотрится. Нравится, что судья дополнительно объясняет те или иные моменты, этого на самом деле не хватает в профессиональном футболе. Смогли бы ликвидировать часть споров.
— Тебе не предлагали уйти в медиа?
— Нет, пока таких предложений не поступало. У меня контракт.
— Насколько нам известно, ты любишь хоккей. Удалось ли тебе посетить матчи «Автомобилиста»?
— Ходил, даже на два матча. Попал на «Северсталь» и «Куньлунь». В принципе, молодцы, обе встречи закончились победой екатеринбуржцев. Интересно будет сходить, когда новую арену построят, думаю, будет иная атмосфера.
— Ты бы смог играть в хоккей?
— Мне было бы интересно попробовать. И в воротах поиграл бы и полевым себя попробовал.
— С кем-то общаешься из хоккейных коллег?
— Мы общались одно время с Якубом Коваржом. Бывает собираемся командой посидеть, приглашаем Толю Голышева и Сергея Широкова.
БЛИЦ
— Какой из последних фильмов тебя впечатлил?
— «Довод».
— Какая песня последняя в твое плейлисте?
— Группа «The Police», песня «Every Breathe You Take»
— Что тебя радует помимо футбола?
— Семья, собака, путешествия, победы.
— Любимый город — …
— Москва, Екатеринбург, Нью-Йорк.
— Теперь выбери один и опиши его в трех словах.
— Нью-Йорк – фильм, огромные размахи и предложение, которое я сделал там своей супруге.
— Что тебя большего всего раздражает?
— Гол в наши ворота.
— Что для тебя успех?
— Борьба за лидирующие позиции.
— Чем ты не любишь заниматься, но надо?
— Уборкой, заправлять постельное бельё.