«Когда ты всё ближе к воротам, эмоции у болельщиков становятся ярче. Это самое кайфовое ощущение»
На старте нынешнего сезона в составе нашей главной команды дебютировал Илья Быковский. Многие болельщики и журналисты отметили с хорошей стороны игру молодого защитника. Специально для сегодняшнего выпуска клубного журнала мы подготовили интервью с Ильей. Он рассказал о своей семье, о жизни в академии «Спартака», о победе над Польшей в составе юношеской сборной, а также поделился впечатлениями от дебюта в РПЛ.
- Илья, ты родился в Люберцах. Там и вырос?
Родился в Люберцах, но вырос в Москве. Жил сначала в районе Кожухово, потом в Лефортово. А родным городом можно считать Ливны. Это город в Орловской области, всего 50 тысяч население. Там живут все родственники и друзья. Родители уехали оттуда до моего рождения.
- Родители чем занимались, когда в Москву переехали?
Мама проводила все время со мной, я даже не до конца проходил в садик, потому что сложно с футболом совмещать было. Мама водила меня на футбол. А папа работал в правоохранительных органах, сейчас на пенсии.
- Часто ездишь в Ливны?
Конечно, каждый мой отпуск провожу там. Как и в детстве, все каникулы проходили в Ливнах. Речка, друзья, разные приключения.
- Расскажи про приключения.
Летом самое веселое занятие было после комендантского часа пойти погулять. Полицейские патрулировали город вечерами, когда несовершеннолетним на улице находиться было нельзя. Иногда нам приходилось побегать.
- Не ловили?
Нет конечно (улыбается – прим. ред.). Все спортсмены были, никого не догоняли.
- Ты воспитанник академии «Спартака». Как попал туда?
- Мне было шесть лет. В газете отец увидел объявление, что начинается отбор 2001 года рождения в академию «Спартак». Меня привели, было 30–40 человек. Потом мне сказали, что я прошёл отбор и из нас собрали команду.
- Попасть в «Спартак» в шестилетнем возрасте что-то значит для ребёнка?
Для ребёнка, который никогда не смотрел футбол, наверное, это ничего не значит, но для меня было важно. Это всё-таки возраст, когда ты начинаешь чтото осознавать, за кого-то болеть.
- Как думаешь, что у родителей было в голове в тот момент?
Мне кажется, каждый родитель очень сильно переживает за своего ребёнка, особенно если он спортсмен. Даже малейшее достижение ребенка в спорте приносит родителям очень большие эмоции и непередаваемую радость.
- Сейчас ты имеешь не самые большие габариты. Это не мешает?
- Я в определенный момент в детстве был чуть ли не самый высокий в команде. Когда играли 8 на 8, то я был центральным защитником. А затем както все быстро выросли, а я немного подрос и остановился. Но мне это никак не мешает.
- В академии «Спартака» воспитывают патриотизм к клубу?
- Воспитания как такого нет. Ты больше сам осознаешь, что находишься в одной из лучших академий страны. Чтобы тебе прогрессировать, надо из себя достать какието определенные черты характера и развивать их. Надо иметь дух победителя.
- Подавал мячи на матчах главной команды?
- Да, всегда было много желающих. Была возможность побыть около скамеек, а после матча в подтрибунке урвать чьюто майку. Я, помню, у Халка майку взял, у Мусы из ЦСКА. А спартаковскую ни разу не брал.
- Почему ты не остался в «Спартаке»?
- За полгода до выпуска из академии был вариант уехать на просмотр в молодежку «Арсенала». Съездил, мне сказали: «Всё в порядке, устраиваешь, закончишь академию и приезжай». Вскоре я получил травму. Восстановился уже в Туле, позже произошел рецидив, и мне сделали операцию. Все было хорошо, затем тренер сменился, пришел Ковардаев, который сейчас в «Торпедо» главный. А потом контракт закончился, и мы решили не продлевать, не видели будущего вместе. В это время появилась возможность уйти в «Урал».
- Но ещё в «Арсенале» ты был игроком юношеской сборной. Почему в Туле это не оценили?
Не знаю. Меня привлекали в сборную, когда я еще был в академии. Но в Туле сказали, что есть вариант поехать на просмотр в «Урал2». Тогда команда шла на третьем месте в ПФЛ. Я приехал и был сосредоточен на тренировках, чтобы показать себя. И переход с молодежной на вторую лигу сказался. Выше скорость, выше уровень единоборств. Но было время на адаптацию. Когда влился, стало легче.
- Расскажи про победу над Польшей за сборную?
- С поляками был решающий матч, если бы мы не выиграли, то не вышли бы в элитный раунд. Понимали, что это наш последний шанс. Мы настроились и выиграли 4:0. Меня в той игре удалили на 90 минуте. В том эпизоде не было особой жестокости, но дали красную карточку. К сожалению, потом юношеский чемпионат Европы отменили изза ковида.
- Наверно, это самый обидный момент в карьере?
- Конечно, обидно, ведь вышли на более высокий уровень. Могли сыграть со сверстниками из стран, где футбол развит очень хорошо.
- На отборе успел сыграть с Уэльсом, Косово, Польшей. Чем-то запомнились соперники?
Немного удивило поведение соперников, они вели себя высокомерно. Было ощущение, что к нам не относились серьёзно. Изза этого у нас была спортивная злость, хотелось их обыграть, показать, что мы не просто так приехали.
- Из того состава ты, Прохин и Литвинов играют в РПЛ. Сейчас с кем-то на связи?
- С Литвиновым общаемся, когда видимся. Мы вместе с ним и в академии были, как и с Фанилем Сунгатулиным, ещё два года в одной школе учились.
- Фаниль всегда такой скромный был?
- Да, с самого начала и до конца обучения в академии. Наша команда училась в одном классе.
- Одни парни?
- Да.
- Помогали друг другу в учёбе?
- Конечно, мы друг у друга списывали, все помогали. Фаниль был хорошистом, он давал подглядывать. Большую часть жизни проводили командой. Встречались с утра в школе и прощались вечером после тренировки.
- После «Арсенала» ты провёл два сезона в «Урале-2». Расскажи об этом опыте.
- В нашей зоне каждый сезон сложный, потому что конкуренция очень большая за выход в Первую лигу. Уровень некоторых футболистов очень высокий. С первого сезона в тренерский штаб пришли Клюев, Аюпов. Они многое мне дали в плане тактики, Елена Ивановна в плане физической подготовки, любила нас погонять (смеётся – прим. ред.). Мы её до сих пор любим.
- Какой матч за «Урал-2» особо запомнился?
- Это игра против «Звезды» на выезде, тогда сыграли на 2:2. Я получил красную карточку и в наши ворота назначили пенальти. Была подача, неразбериха в штрафной. Я сделал подкат, мяч выбили и в этот момент пять человек из команды соперника начинают кричать, что у меня была рука. Судьи не видели эпизод, но поставили пенальти. Полетаев тогда был в воротах, и в этот момент он выручил, отбил пенальти, сыграли 2:2. Было много эмоций изза такой развязки.
- К тренировкам основы тебя начали подключать ещё год назад, но в команду долго не брали. Как к этому относился?
- Надо воспринимать это не как чтото тяжелое, а как «если зовут, то дают шанс». Когда полноценно начал тренироваться и попадал в заявку, наверное, понял, что это тот шанс появился, надо им воспользоваться.
- Был ли страх, когда впервые оказался в заявке команды?
- Мне кажется если будет страх, то при выходе на поле будет всё только хуже. Когда есть такая возможность надо выходить, получать удовольствие от футбола и трибун.
- В какой момент ты понял, что остаёшься в главной команде?
- Когда закончился прошлый сезон, оставалось ещё пара матчей у «Урала2». Меня отправили к ним на помощь. И в конце сезона мне сказали готовиться, возможно начну сборы с главной командой. Я уехал в летний отпуск, вернулся и начал сборы с основой «Урала».
- Расскажи про дебют в РПЛ. Ожидал, что окажешься в стартовом составе в игре с «Краснодаром»?
- Иногда по тренировочному процессу за пару дней до матча становится ясно, кто будет в стартовом составе. И когда я понял, что выйду с первых минут, начал психологически подготавливать себя к этому моменту.
- Удалось?
- Думаю, больше да, чем нет. Но результат остался не очень хорошим.
- С какими мыслями ты выходил на поле?
- Особо никаких мыслей уже при выходе не было, просто хотел услышать стартовый свисток и полностью погрузиться в эту атмосферу матча.
- Родителем заранее рассказал про дебют?
- Да. Они тоже не стали меня както накручивать, просто сказали: «Мы в тебя верим, сделай всё, что можешь и умеешь».
- Какой эпизод запомнился больше всего в том матче?
- Нет какогото определённого эпизода, который могу выделить. Могу сказать, что запомнились моменты, когда выходили в атаку, когда мяч был чаще у нас, тогда слышал болельщиков, хоть их сейчас и не так много, но они всё равно пытаются поддерживать по максимуму. Когда ты всё ближе к воротам, эмоции у болельщиков становятся ярче и это самое кайфовое ощущение.
- Прошла неделя, ты опять выходишь в старте, уже в игре со «Спартаком». Думал, что вновь будешь играть с первых минут?
- Думать над составом — это не обязанность футболиста, решение остаётся за тренером. Надо просто тренироваться, показывать каждый день свой максимум, чтобы тренер видел, что ты прогрессируешь.
- Это была игра против родного клуба. Особый настрой присутствовал?
- Не было какогото особого настроя. Больше хочется каждый матч доказать самому себе, что ты способен выиграть.
- Предполагал, что уже в перерыве тебя заменят?
- В мыслях не было, что прямо сейчас произойдет замена. Просто решили перестроить схему, освежить пару человек. Наверное, в этом и была ключевая роль. Небольшое расстройство присутствовало, но нужно понимать, что возможно это только поможет чтото освежить, гдето усилить.
- Второй тайм ты на скамейке досмотрел?
- Нет, на скамейку не пошёл, досмотрели с Фанилем по телевизору.
- А матчи других клубов в туре смотришь?
- Каждый матч тура не смотрю. Возможно, когда попадается какойлибо матч, могу глянуть, но это редко. Я чаще обзоры смотрю после матчей.
- Есть кто-то из РПЛ, с кем ты уже давно знаком и поддерживаешь связь?
- В РПЛ нет. Списываемся с Никитой Иосифовым, который сейчас в «Вильяреале». Мы академию вместе заканчивали. Но мы почти не общаемся на тему футбола, больше о жизни.
- Чем тебе уже успел запомниться Виктор Гончаренко?
- Запомнился тем, что подходит и общается, индивидуально с нами работает. Подходит обсудить какието моменты во время тренировки, показать какието элементы, которые ты возможно знаешь, но Виктор Михайлович говорит, как их можно усовершенствовать.
- Как проводишь свободное время в Екатеринбурге? Насколько для тебя это уже родной город?
- За два с половиной года я уже очень хорошо узнал этот город. Когда только приехал – жил на Уралмаше, чтобы быть поближе к тренировкам. Хоть иногда и слышал не очень хорошие отзывы про этот район, но я могу сказать, что это район хороший и дружелюбный, никогда не было какихто плохих или опасных ситуаций. Сейчас проживаю на ВИЗе, тоже спокойный район. В свободное время могу поехать в центр, сходить в кино или гденибудь покушать.
- Есть ли у тебя здесь друзья вне футбола?
- Нет. У меня весь круг общения это всё равно футболисты. Близко общаюсь с ребятами из «Урала2», потому что много времени провели вместе. Это Саша Щербаков, Женя Татаринов, Илья Некрасов, Глеб Гейкин, Иван Галанин. С этими ребятами больше времени провожу. До сих пор общаемся в свободное время, захожу в раздевалку к «Уралу2» после своих тренировок.