Эрик Бикфалви: «Мы готовы играть и биться друг за друга»
Полузащитник «Урала» Эрик Бикфалви в этом сезоне забил уже 7 мячей за «Урал». 6 раз он отличился в Премьер-Лиге, а еще один гол записал на свой счет в четвертьфинале Кубка страны. Специально для предматчевого журнала на игру со «Спартаком» мы пообщались с лучшим бомбардиром нашей команды. Совсем недавно, после матча против «Рубина» Эрик впервые дал интервью на русском языке, хотя раньше предпочитал общаться с журналистами по-английски. Вот и в этот раз мы предложили Бикфалви попробовать дать интервью без переводчика, и он с этой задачей великолепно справился!
- Эрик, после матча с «Рубином» ты первый раз полностью дал интервью на русском языке. Как все произошло?
- Просто мы шли с Колей Димитровым домой, а журналисты попросили меня об интервью. Я согласился, но переводчика рядом не было. В принципе, я почти все понял, о чем меня спрашивали, нормально поговорили. Когда мне что-то говорят по-русски, я это понимаю лучше, чем сам могу сказать.
- У тебя ведь ситуация примерно как у Николая, который за счет окружения все лучше и лучше стал говорить по-русски?
- Сто процентов! Когда каждый день идешь на тренировку, или выходишь куда-то в город, всегда говоришь по-русски. И таким образом, каждый год, каждый месяц ты начинаешь говорить все лучше и лучше. Сейчас еще стараюсь читать по-русски. Это тоже очень хорошо для меня: быстрее начну запоминать слова.
- Что читаешь?
- Вот, к примеру, читаю программки перед игрой, интервью наших футболистов. Хоть и медленно читаю, но уже лучше получается.
- Часто тебя узнают в Екатеринбурге?
- После домашних матчей у выхода со стадиона нас всегда ждут болельщики. Мне нравится, что всегда подходит много мальчишек. Но только вот часто просят подарить футболку. Постоянно спрашивают: «Есть футболка?» Правда, нам выдают только две футболки на игру. Если б я мог, я бы подарил хоть сто своих футболок. Но у меня их нет.
- У Николая дочка лучше него говорит по-русски. Твои сыновья также говорят?
- Им пока тяжелее чуть-чуть. Мой старший сын пока не ходит в детский садик. Мы отдали его на специальные курсы – по 2-3 часа в день. Они проходят рядом с местом, где мы живем. И он уже некоторые слова по-русски сам говорит, которым я его не учил. Я с ним больше по-английски разговариваю, чем по-русски. Когда появится свободное место в группе в детском садике, и он пойдет туда, то, конечно, быстрее выучит русский. Но пока нам сказали, что свободных мест нет.
- Ты бы мог воспользоваться связями…
- Мог, наверное, но не буду! Я так не хочу прийти и сказать: «Я Эрик Бикфалви из «Урала», решите проблему». Когда будет свободное место, возможно, через два-три месяца, тогда и отдам сына в садик.
- Знаю, что твой партнер по команде Марко Араторе хочет научиться говорить по-русски. За советами к тебе не обращался?
- Нет, думаю, он сам может найти, к кому обратиться за помощью. Может, наш переводчик Андрей, ему все, что надо, подскажет и объяснит. Марко уже нашел всех людей в городе, которые говорят по-немецки, по-итальянски, а сам он ходит в лингвистический центр, чтобы выучить русский.
- Часто в бытовой жизни футболисты «Урала» помогают друг другу? Можешь вспомнить какие-то примеры?
- На поле мы все друг за друга. А когда идем домой… Мы можем вместе сходить в кино, или покушать. А сейчас у меня в Екатеринбурге семья, и свободное время я провожу с ней. Команда – это моя вторая семья, но первая семья – это жена и дети. Хочу как можно больше времени уделять им.
- Ходили вместе с семьей в кино в Екатеринбурге?
- Нет, здесь все только по-русски, жена и дети не поймут. Но я могу понять. Был здесь последний раз в кино вместе со всей командой – на фильме «Тренер». А так, смотрим фильмы дома.
- «Тренер» понравился?
- Да, понравился, хороший фильм. Запомнился эпизод в фильме, когда опытный тренер сказал главному герою: «Я служил в танковых войсках. А что самое главное в танке? Не обделаться!» Так и в футболе тоже! (смеется – прим. ред.)
- Стал слушать русскую музыку?
- Да, Юра Бавин, наш диджей, ставит музыку в раздевалке, всегда носит колонку для этого. И там у него есть всякая музыка, и русская, и английская. Есть современная, а есть и ретро, которому уже 20 лет и больше.
- Кого можешь выделить из российских музыкантов?
- Сейчас так сразу не могу сказать. Помню, был популярен хит «Цвет настроения черный». Каждый день по сто раз слышал по радио! Но у меня цвет настроения белый, а не черный! (Смеется – прим. ред.)
- Сейчас у Грегора Балажица непростой период. Как у него настроение, поддерживаете его? Когда будет здоров?
- Конечно, Грегор – мой друг. Он нравится мне как футболист. Знаю, что у него были проблемы с ахиллом. А сейчас, как я слышал, на неделе он уже будет тренироваться с нами. Жду его на поле.
- Согласен, что самый веселый в команде – Коля Димитров?
- Да у нас много таких людей! Юра Бавин, Коля Димитров, а есть ведь еще Бумаль! (Смеется – прим. ред.) Но все веселые, не только они! И это классно: если настроение не очень, то две-три шутки от них, и становится лучше!
- Можешь вспомнить самую крутую шутку из раздевалки?
- Нет, такое не надо. У нас еще в вотсапе есть группа, там вообще много шутников. Но не буду рассказывать, пусть это останется между нами.
- У тебя были такие веселые партнеры в других командах?
- В каждой команде были! Если нет такого партнера, то это очень плохо. 2-3 таких человека каждой команде нужны. Но когда таких очень много, это уже плохо: 7-8, или 9 – это уже не очень. Теряешь концентрацию…
- Понятно, что итоги подводить еще рано. Но каким одним словом ты бы охарактеризовал нынешний сезон и почему?
- Я здесь уже три года. И этот год самый тяжелый. Я не видел в этом сезоне фаворитов в матчах, даже когда ты играешь против команды, идущей на первом, втором и третьем местах. Да, «Зенит», может, ушел повыше. Но я не видел в каждой игре какого-то очевидного фаворита. К примеру, мы выиграли в гостях «Спартак» и «Локомотив», но дома проиграли «Анжи». Мы нанесли по воротам «Анжи» больше 20 ударов, а соперникам хватило одного, чтобы выиграть. Поэтому я не могу сказать, что в каких-то матчах есть фаворит. Или, когда мы выиграли у «Енисея», проигрывая 0-2… В этом сезоне ни в одном матче не бывает легко. Сейчас все команды хорошо разбирают соперников, смотрят видео, смотрят как, против кого играть, у кого какие сильные и слабые стороны. Поэтому с каждым годом будет все тяжелее.
- Насколько тяжело было психологически в начале сезона, когда игра была, но очков не было?
- Я думаю, было тяжело психологически. Но каждый верил в себя и в партнеров по команде. Когда ты веришь, то не может всегда быть только плохо-плохо-плохо. Когда-нибудь будет и хорошо. Мы ведь знаем, как мы работаем на тренировках, как мы работаем на поле, знаем, какой у нас характер. Поэтому верили в лучшее. Сейчас у нас осталось еще пять или шесть игр, нужна максимальная концентрация. Очень важно, чтобы парни после травм вернулись в игру. Сейчас почти все здоровы и могут играть – и у нас очень хорошая команда.
- Ты тоже пропускал несколько матчей из-за травмы, а в игре с ЦСКА, где уже был включен в стартовый состав, не смог выйти на поле. Понял, за несколько минут до матча, что не сможешь сыграть?
- За два-три дня до матча знал о своих проблемах. Мы обговаривали это с тренерами и докторами: я выхожу на разминку и смотрю, как будет самочувствие. Если больно, значит, не играю, но если могу играть – выхожу на поле. Сделал на разминке пару ускорений, и понял, что из-за самочувствия не готов играть на сто процентов.
- Где ты смотришь матчи, когда не играешь?
- Дома, с семьей. Но мне очень тяжело смотреть. Я не люблю смотреть наши матчи, когда не играю.
- В недавнем матче в Грозном в ворота нашей команды назначили пенальти после того, как Отман Эль Кабир задел мяч руками в штрафной площади. После игры поддержали его?
- Отман сам осознал, какую ошибку он сделал. В такой момент лучше всего поддержать партнера. Я тоже после каждой игры анализирую свою игру. У меня есть профиль в InStat, за который я плачу каждый год. Там смотрю показатели своей игры. Делаю выводы, в чем можно прибавить и сыграть лучше. И все игроки знают свои ошибки. Нельзя допустить, чтобы настрой партнера опускался. Надо его поддерживать. Конечно, для Отмана это был плохой момент. Но потом была следующая игра, надо было забыть про это. В Самаре Отман забил важный пенальти.
- У тебя был момент, когда ты хотел провалиться под землю из-за своей ошибки?
- Конечно. Наш футбол состоит из взлетов и падений. Только Месси и Роналду способны играть стабильно. У меня были разные сезоны. Но проблем с психологией у меня никогда не было. Это мой большой плюс.
- Было видно, как в недавней игре с «Крыльями Советов» ты сильно расстроился из-за нереализованного момента.
- Да. Шла 91 минута, и если бы я забил, счет стал бы 2-0. Нам бы не пришлось трястись в последние минуты. Я не забил, и концовка получилась волнительной.
- У тебя сейчас три желтые карточки. Когда выходишь на поле, думаешь об этом?
- Да. Ведь наш начальник команды Владимир Дмитриевич Калашников перед каждым матчем напоминает об этом тем, кто близок к дисквалификации. К каждому подойдет и скажет: «Аккуратно, у тебя три карточки». Я сам об этом тоже хорошо помню. Это, конечно, минус для меня. Потому что в некоторых моментах ты не можешь сыграть до конца.
- Этой весной в нападении часто играет Павел Погребняк. Насколько быстро вы поняли друг друга на поле?
- Думаю, что уже на сборах поняли друг друга хорошо. У него есть качества хорошего футболиста, он играл в сильных чемпионатах, где получил серьезный опыт. С ним играть комфортно. С Андреем Панюковым у нас тоже нет проблем. У него голевое чутье хорошее. У нас сейчас есть три нападающих, я действую под ними. Это хорошо, что есть такая конкуренция. Из-за этого в нынешнем сезоне у нас много тех, кто забивал. Раньше такого не было.
- Во время игры вы можете перекинуться фразами. О чем идет речь в таких ситуациях?
- Это идет обсуждение моментов. На поле я, Тёма (Артём Фидлер – прим. ред.) или Бума (Петрус Бумаль – прим. ред.) можем чуть эмоциональнее говорить. Но если на поле кто-то с кем-то из нас спорит, то все равно мы готовы играть и биться друг за друга. Такие эмоции нужны на поле.
- Вспомни самый тяжелый матч этой весной.
- Все стартовые игры после перерыва были тяжелыми. Первый месяц был трудным. Нам тяжело приходилось. Тренер, президент нам говорили: «Нужны очки». Мы и сами это понимали, поэтому вся команда была одним целым.
- Победа в первом кубковом матче с «Арсеналом» придаст уверенности в ответной игре?
- Конечно. Мы уверены в себе, серьезно настраиваемся на каждый матч. Мы не пропустили в первой игре с «Арсеналом». Для нас это большой плюс. Но туляки сейчас в хорошей форме. Надо быть на сто процентов готовым к этой игре.
- У тебя есть знакомые в командах РПЛ?
- Да. Паул Антон, сейчас он в «Крыльях Советов». Хороший человек! Через месяц у него родится ребенок. Мы вместе с ним играли в бухарестском «Динамо», много свободного времени проводили вместе. Там же с нами играл Миха Мевля. Если повспоминать, то еще кого-нибудь вспомню.
- А в «Спартаке»?
- Там знаю Адриано и Фернандо. Они много играли на Украине. С ними могу пообщаться перед матчем.
- Через месяц начнется отпуск. Уже составил планы?
- Месяц это много. Еще ничего не планировал. К тому же, отпуск будет только около двух недель. Это очень мало. Приеду домой, а уже скоро ехать обратно. Это не отпуск (улыбается – прим. ред.)
- В инстаграме ты выкладывал видео, на котором видно коттедж и участок. Это твой дом в Румынии?
- Я не живу в большом городе. Живу там, где выросли я, мама, папа. Население составляет тридцать тысяч человек. Вокруг много леса. Я люблю это место. Там у родителей жены есть большой участок. Мы сами растим кур, выращиваем овощи. Курица, мясо, помидоры – все натуральное.
- Ты тоже занимаешься ведением хозяйства?
- Да, если я приехал домой, то занимаюсь. Моя жена тоже любит это делать. Если мы дома, то она все время находится на улице, ищет, что можно поделать на участке. К примеру, поухаживать за цветами. А родители жены встают в пять утра и начинают делать дела.
- Что для тебя тяжелее всего делать на огороде?
- Там нет чего-то сложного. Это удовольствие. Если устал, то можешь отдохнуть. Мне нравится, когда сам себе делаешь сыр, когда из домашних яиц делаешь яичницу, когда салат состоит из овощей, которые ты сам вырастил. А еще можно сделать фреш (улыбается – прим. ред.). Дома я никогда не покупаю еду.